Елена Шишкина
Мини-экспедиции в природу в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
№1
В рамках работы по экологическому воспитанию детей в нашем детском саду наряду с традиционными формами работы о которых вы сегодня уже слышали, был разработан и реализован цикл мини-экспедиций в природу.
№2
Мини-экспедиция — это путешествие со специально определённой научной целью. Конечно же, мини экспедиции, проводимые в нашем детском саду, так же имеют научную цель и разработаны с естественно научной точки зрения, которая доступна детям старшего дошкольного возраста.
Публикация «Мини-экспедиции в природу в детском саду» размещена в разделах
Целью проведения мини-экспедиций является - повышение уровня развития познавательной активности, любознательности, инициативы и самостоятельности воспитанников, основ экологической грамотности, средствами поисково – познавательной деятельности.
№3
Мини-экспедиции в природу дают возможность детям в естественной обстановке получать знания, информацию о природных объектах и явлениях. Во время экспедиций дети постигают мир природы во всем его богатстве и многообразии, видят и учатся осознавать те естественные процессы, которые протекают в природе и продолжают постигать не только причинно-следственные связи, но и влияние человека на окружающую природу.
№4
Мини экспедиции мы проводим один раз в месяц. Каждая из экспедиций является итогом изучения научной темы экологического проекта.
№5
Для каждой экспедиции разработан маршрутный лист отражающий этапы проведения подготовительный, основной и заключительный, дата, цель и задачи, необходимое оборудование, ожидаемый резуьтат и схема движения по маршруту.
№6
С целью повышения компетентности родителей в вопросах экологического воспитания детей, родители наших воспитанников так-же были вовлечены, а скорее, наверное, увлечены мини-экспедициями. Эти мини-экспедиции мы назвали экспедиции выходного дня. Впервые о проводимых экспедициях родители узнали, как часто это бывает на родительском собрании. Родителям были рассказаны и представлены маршруты планируемых экспедиций их значение, задачи и цели. В связи с обыденной занятостью активной заинтересованности у родителей это не вызвало.
№7
И лишь только после проведения первой экспедиции, когда дети дома с восхищением рассказывали о полученных знаниях, а родители смогли увидеть проведенную работу в детском саду в ежемесячной газете «Юные экологи», которую мы выпускаем в форме фотоотчета, родители стали проявлять интерес к новой форме образования. Так возникла наша экологическая гостиная «Знатоки природы». На первом заседании гостиной родители познакомились с задачами экологического воспитания, с методами и приемами проведения экспедиций.
№8
Так возникли мини-экспедиции выходного дня. Каждая мини-экспедиция преследовала свою научную цель изучения. Например семья Лукинова Даниила изучала, чем отличаются хвойные деревья, семья Орлова Максима - какой корм любят синицы, семья Черкуновой Арины-какая ледянка дальше укатится, семья Телковой Алисы- Куда течет ручей, семья Ремина Родиона- Чьи следы на снегу?. и многие другие
№9
Родители при проведении своих экспедиций выходного дня так же придерживались этапов ее проведения.
№10
Первый этап-подготовительный. Основная задача и педагога и родителя на данном этапе — организовать детей, исходя из уже имеющегося опыта, сформулировать научно доступные детям цели и задачи, которые необходимо решить. Так же в этот этап входят подготовка воспитателя или родителя и детей, подбор специального снаряжения: лупа; карандаш, фломастер; несколько пластинок оргстекла; папка для гербария; коробочки; пакеты; фотоаппарат и т. д. Проведение инструктажа с воспитанниками по ПДД, охране жизни и здоровья и др.
№11
Второй этап «основной» — организация познавательной и практической деятельности детей. Большое значение на этом этапе будет иметь выбор воспитателем оптимальных методов работы с детьми. Стержнем любой экспедиции должно стать непосредственное изучение (проведение опытов, наблюдение, умозаключения.)
№12
Третий этап — заключительный. Он направлен на обобщение, закрепление, систематизацию, углубление представлений, полученных детьми в ходе экспедиции в природу, и охватывает всю проделанную работу с детьми. Результаты работы оформляются в виде альбомов, рисунков, коллекций.
№13
Наш детский сад, к сожалению, находиться не в шаговой доступности от прекрасного леса, расположенного вокруг нашего города, но большинство наших воспитанников гуляют в нем. Поэтому практически все мини-экспедиции родители проводили в лесу. Из своих научных экспедиции воспитанники и родители приносили не только фото отчеты и интересные рассказы о своих исследованиях, но и различный природный материал. Т
ак у педагогов и родителей возникла идея в создании на территории детского сада уголка родного края, а назвали мы его «Моя Мещера».
У нас появились ели, сосны, кусты можжевельника, муравейник, созданные в натуральную величину лось, кабан с кабанятами, лиса, медведь, озеро с птицей «символом» города- гусем, ежи с ежатами, «выросли» грибы. Были посажены лесные ландыши, папоротник, брусника и не поверите, но видимо окружающая природа настолько вдохновилась нашим проектом, что на момент второго года преобразования среды детского сада на нашей полянке стали расти настоящие грибы: сыроежки и поганки. Мы выбрали именно этих «обитателей» уголка с целью довести до сознания наших воспитанников уникальности родного края.
Его цель: развивать познавательные мотивы дошкольников, направленные на получение новых представлений о природе.
Экспонаты в наш «Уголок Мещеры стали пополнять не только родители, учувствовавшие в экспедициях, но и родители других групп.
В процессе деятельности в «Уголке Мещеры» у воспитанников формируются представления об объектах природы родного края, ее многообразии и красоте, их потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни, основы безопасного поведения в природе, готовность к совместной деятельности, оберегать и приумножать красоту и богатство природы малой Родины «Мещеры».
Наши воспитанники получают и углубляют свои знания не только в процессе непосредственно организованной педагогами деятельности в уголке родного края. Но и во время непосредственного создания и совершенствования среды уголка, поскольку, дети, создавая среду, (как с педагогами, так и с родителями) взаимодействуя с ней, исследуют, устанавливают природные связи, отличительные особенности поведения животных родного края, уникальные особенности растительного мира.
Уголок «Моя Мещера» является частью образовательного пространства нашего детского сада.
Экологическая тропа. Часто в рамках работы над очередным экологическим проектом воспитанники старшего возраста проводят экскурсии в «Уголке Мещеры», рассказывают о среде обитания и особенностях животных родного края о разнообразии растительного мира.