Раиса Маркс
Мини-тренинг для педагогов ДОУ «Мы — разные, но дружные»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЧЕБУРАШКА» г. ВОЛГОДОНСКА
Тренинг для педагогов
на тему: «Мы разные, но дружные»
Подготовили и провели:
педагоги-психологи : Маркс Р. М.
21 ноября 2018 г.
Волгодонск
Цель: формирование установок педагогов на толерантное взаимодействие в сфере “ребенок – взрослый”, “взрослый – взрослый” и необходимость создания толерантной среды в образовательном учреждении.
Публикация «Мини-тренинг для педагогов ДОУ „Мы — разные, но дружные“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Задачи:
• формировать представление педагогов о толерантном взаимодействии;
• развивать чувство собственного достоинства и умения уважать достоинство других;
• формировать представление о «положительных» и «отрицательных» проявлениях в отношениях между людьми.
• развивать доверие друг к другу, формирование сплоченности коллектива педагогов.
Ни для кого не секрет, что одна из основных задач образования – это воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, толерантности, уважения основных жизненных ценностей других народов, взаимопонимания, солидарности и духовного единства между людьми разных убеждений. Особо актуальна данная проблема для России, многонациональной страны, на территории которой проживает огромное количество людей разных вероисповеданий, наций и культур. Очень важно начинать эту работу с детьми дошкольного возраста, когда закладываются основы восприятия мира. Детский сад - это место социализации и центр сообщества, место приобщения к социальным ценностям
Успешность процесса воспитания в духе позитивного общения старших дошкольников со сверстниками и взрослыми во многом зависит от того, готов ли ребенок к выстраиванию диалога. В соавторстве Алиевой Эвелины Факировны с Радионовой Ольгой Радиславовной в 2008 году была создана программа «ИСТОРИИ КАРАПУШЕК: КАК ЖИТЬ В МИРЕ С СОБОЙ И ДРУГИМИ», разработанная в рамках проекта Федеральной целевой программы развития образования «Внедрение комплекса программ, обеспечивающих формирование гражданской идентичности в системе общего образования», основной целью которой является воспитание подрастающего поколения в духе толерантности. По сути, разработана универсальная модель организации воспитательной работы с детьми, в основе которой лежит использование сказок и рассказов, позволяющих ребенку в доступной форме успешно усваивать такие непростые понятия, как уважение, равенство, миролюбие.
Программа включает 12 историй, которые в увлекательной форме рассказывают детям о том, как основные персонажи – Карапушки учились понимать друг друга, принимать поступки и мнения непохожих на них героев. В основу программы положена интеграциия различных видов деятельности, направленная на установление тесной взаимосвязи различных субъектов образовательного процесса: воспитателей, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования и других специалистов, учителей начальных классов, воспитанников детских садов и родителей.
Основной задачей программы является выстраивание воспитательной работы с детьми, их родителями и педагогами. Причем каждый коллектив конкретного образовательного учреждения на основе предложенной модели работы с детьми по проблеме может строить собственную систему воспитательной работы на основе специфики деятельности учреждения и учета психолого-возрастных особенностей воспитанников.
Сюжеты сказочных историй способствуют воспитанию старших дошкольников в духе позитивного отношения к миру. Вхождение в образ сказочных героев и их друзей, сопереживание, совместный поиск выхода из сложных ситуаций через творческое участие каждого ребенка – все это способствует формированию установок позитивного общения детей со сверстниками и взрослыми.
Цель проекта «Мы разные, но дружные!» - ознакомить педагогов со спецификой организации воспитательной работы с детьми старшего дошкольного по развитию установок толерантного сознания и навыков позитивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми на основе формирования социальных эмоций (сочувствия, сопереживания, уважения, готовности прийти на помощь и др.).
Мы – разные
На огромном белом свете очень разные есть дети :
Тихие и шумные, глупые и умные,
Есть худые, есть толстушки, молчуны и хохотушки.
Кто-то ростом невелик, кто-то слабый ученик.
У одних – большие ушки, у других – кругом веснушки.
Кто-то рыж, а кто-то бел, кто-то в играх неумел.
Ни над кем нельзя смеяться, никого нельзя дразнить,
Нужно очень постараться, словно братьев всех любить.
И тогда на белом свете так чудесно будет жить.
Идеальных людей не бывает! Надо понять и принять, что все люди разные!
Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в образовании, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что дети все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, но дети не всегда ведут себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.
Ход тренинга
1. Упражнение-разминка “Поздороваемся по-разному”
Цель: создание эмоционально – положительного настроя на работу участников в группе. Процедура проведения: Предлагаем участникам группы поздороваться по обычаям русского народа и другими способами:
Объятие и троекратное лобзание в обе щёки (Россия).
Лёгкий поклон со скрещёнными на груди руками (Китай).
Рукопожатие и поцелуй в обе щёки (Франция).
Лёгкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия).
Лёгкий поклон, ладони и руки вытянуты по бокам (Япония).
Простое рукопожатие, глядя в глаза (Германия).
Потереться друг о друга носами (Эскимосы).
- Приветствие - это шаг в налаживании контактов.
2. Упражнение: «Чем мы схожи?»
Это упражнение поможет созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе, повышению взаимного доверия и сплоченности коллектива.
Участники садятся в круг. Психолог приглашает в центр круга одного из них, пользуясь принципом реального или воображаемого сходства с собой, с такими примерно словами: «…., выйди, пожалуйста, сюда, потому что у нас одинаковый цвет волос (или мы работаем в одном учреждении; мы одного роста)». Участник становится в круг и тоже приглашает кого-нибудь из педагогов по какому-то общему признаку. Игра продолжается до тех пор, пока все не окажутся внутри круга.
3. Упражнение – метафора «Влияние слова на человека».
У каждого человека свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Это зависит от многих причин: от среды, в которой он живёт, от образа жизни, который ведёт он сам и его семья, от нравственных установок, близких и понятных ему.
- Возьмем стакан воды. Представим, что это человеческая душа – чистая, простая, наивная, способная впитывать в себя все и хорошее, и плохое.
Соль – грубые, соленые слова;
Перец – жгучие, обидные слова;
Ком земли – невнимательность, безразличие, игнорирование.
Когда мы это все смешаем – получим состояние человека. Сколько пройдет времени, пока все осядет, забудется? А стоит только легонько взболтать – и все поднимется на поверхность. А это стрессы, неврозы.
Обсуждение
– Какие чувства у вас возникли во время этого упражнения-демонстрации?
– Что значит – быть хорошим человеком?
– Где же проходит эта грань между хорошим и плохим?
– Как хороший человек относится к людям?
– А как плохой человек строит свои отношения с окружающими?
– Почему хороший человек становится плохим?
– Что нужно предпринимать, чтобы предотвратить такое печальное превращение?
Вывод. Когда мы с кем-то ссоримся и говорим что-то неприятное, мы оставляем в душе человека негативные следы. И не имеет значения, сколько раз мы потом попросим прощения. Словесные раны причинят такую же боль, как и физические. Поэтому свою терпимость, понимание мы можем проявлять по-разному : спокойно, выдержанно, доброжелательно, то есть толерантно.
4. Упражнение «Отражение в воде»
Часто поведение человека программирует ответную реакцию на его поступки. Сделал людям приятное, никого не обидел, оказал помощь в определённой ситуации, под-держал того, кому было трудно, выполнил порученное дело в срок и профессионально – это хорошо! Окружающие ответят тебе тем же, т. к. понимают, что ты – надёжный, исполнительный, отзывчивый, заботливый человек. – Работа в парах. «Один человек будет тот, кто стоит на берегу, а другой — тот, кто живёт в речке. Станьте друг против друга и внимательно выполняйте мои команды:
– человек скорчил страшную рожицу; – человек замахнулся палкой; – человек приветливо улыбнулся тому, кто живёт в речке»
Вопросы после выполнения упражнения.
1. Что Вы чувствовали, когда Ваш партнёр скорчил Вам рожу (замахнулся на Вас, улыбнулся Вам); 2. Что Вам было приятнее делать: корчить рожу, замахиваться палкой, улыбаться? 3. Как Вы думаете, все ли из Вас правильно выполняли мои задания, ведь в реке всё отражается так же, как в зеркале? Злая рожица может испугать не только другого человека, но и нас самих. Замахиваясь на другого человека палкой, мы замахиваемся на себя, улыбаясь другому, мы улыбаемся сами себе.
Если меняется поведение окружающих, ставится под сомнение искренность былых отношений, и порой вернуть себе доброе имя очень сложно. Конечно, никому не хочется становиться плохим в представлении других.
5. Упражнение: «Я люблю тебя».
Толерантность не навязывают в зрелом возрасте, а воспитывают еще в детстве. Более глубоко понимание «толерантность» можно понять через ее противоположность «интолерантность». Это неприятие другого человека за то, что выглядит или думает не так, а иначе. К интолерантности можно отнести унижение людей, невежественность. Толерантность очень важна в профессиональной деятельности любого педагога.
«Толерантность к другим возможна только при наличии толерантного отношения к себе. Сейчас каждый из Вас попробует признаться в любви… самому себе. Это нелёгкая задача.
Вы должны сказать: “Я люблю тебя. ”, назвать своё имя и объяснить, почему Вы себя любите.
(Например, Я люблю тебя, Лариса, за то, что ты много внимания уделяешь своим детям). Эти слова нужно произнести так, чтобы Вашему признанию в любви к самому себе все поверили.
Помните, что задание это достаточно сложное и требует большого уважения к себе и другим».
Вопросы после выполнения упражнения.
1. Легко ли Вам было признаться в любви к самому себе?
2. Что Вы при этом чувствовали?
Никто не может любить другого, если до этого не полюбил себя…
6. Упражнение: «Я желаю себе и другим…»
Завершая наш тренинг, я предлагаю последнее упражнение. Мяч передаётся по кругу. Участник, который держит в руке мяч, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передаёт мяч соседу.
И на последок, хотелось бы прочитать слова.
«Чтобы быть сильным, надо быть как вода.
Нет препятствий – она течёт;
плотина – она остановится;
прорвётся плотина – она снова потечёт;
в четырёхугольном сосуде она четырёхугольная;
в круглом она кругла.
Оттого, что она так уступчива, она нежней всего и сильней всего». (Л. Н. Толстой)
В конце предлагается плакат, созданный в 60-е годы 20 века в Германии.
• Твой Иисус – еврей.
• Твой автомобиль – японский.
• Твой Кофе – бразильский.
• Твои цифры – арабские.
• Твоя демократия – греческая.
• Твой сосед после этого всего – лишь иностранец?