Ирина Добросмыслова
Мини-сборник игр и упражнений для развития речи малышей от 1 года до 2 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковые
и жестовые игры.
Игры учат ребёнка ориентироваться в пространстве,
ориентироваться в своём теле, действовать по команде, бегать по
прямой, развивают эмоциональную сферу.
Игры на развитие крупной моторики (жестовые игры)
Темочки:
- Игры для детей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Игры представлены по мере взросления ребёнка в период от года до двух лет.
Игра 1. – «Дружно танцуем»
Дочка/сыночек, ручки покажи (протягиваем ручки вперед)
И ладошкой помаши. (машем рукой)
Пальцы спрячем в кулачок. (пальцы сжимаем в кулачки)
Кулачок упрем в бочок (ставим руки со сжатыми кулачками в бока)
Ножками потопаем, (топаем)
Ручками похлопаем. (хлопаем в ладоши)
Топнем правою ногой, (топаем правой ногой)
Покачаем головой. (качаем головой влево-вправо)
Мы танцуем весело (делаем «фонарики»)
Мы танцуем дружно.
Музыка и песенка –
Вот что дочке моей/сыночку моему нужно!
Игра 2. – «Плясовая»
Вот мы на пол встали,
С дочкой/сыночком поплясали.
Мы плясали, мы плясали, (выставляем вперед то одну, то другую ногу)
Ножки выставляли.
Хлопали в ладошки, (хлопаем в ладоши)
Хлопали немножко.
Мы плясали, мы плясали, (выставляем вперед то одну, то другую ногу)
Ножки выставляли.
Ручки поднимали, (поднимаем руки)
На головку клали. (кладем руки на голову)
Мы плясали, мы плясали, (выставляем вперед то одну, то другую ногу)
Ножки выставляли.
Игра 3. – «Хлопушки-топотушки»
Так мы топаем ногами, (топаем ножками)
Топ-топ, топ-топ.
Так мы хлопаем руками, (хлопаем в ладоши)
Хлоп-хлоп.
Так качаем головой. (качаем головой вправо-влево)
Ой-ой, ой-ой!
Так мы ручки поднимаем, (поднимаем руки)
Выше, выше, выше.
Так мы руки опускаем, (опускаем руки)
Ниже, ниже, ниже.
Так мы ручки подаем, (протягиваем ручки малышу)
Так, так, так.
Так мы кружимся кругом. (кружимся на месте)
Так, так, так.
Игра 4 - Мишка косолапый (Классика)
Мишка косолапый
По лесу идет (идем на месте, переваливаясь с ноги на ногу)
Шишки собирает,
В корзиночку кладет (собираем воображаемые шишки)
Вдруг упала шишка -
Прямо мишке в лоб! (бьем себя рукой по лбу)
Мишка рассердился
И ногою – топ (топаем ногой)
Игра 5 - Зайка серенький сидит
Зайка серенький сидит (приставляем ладошки к голове)
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть (хлопаем в ладоши)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать (топаем ногами)
Кто-то зайку напугал –
Зайка – прыг – и убежал! (пугаемся (лицо ладошками прикрываем) и
разбегаемся по комнате)
Игра 6. – «Беги ко мне!»
Встаньте с ребёнком лицом друг к другу на некотором расстоянии.
Широко разведите руки в стороны и говорите:
«Беги ко мне скорей, скорей!»
Когда малыш подбежит, обхватите его руками и продолжите рифмовку:
«Я обниму тебя сильней!»
Повторите игру несколько раз, меняясь местами с малышом и увеличивая
расстояние между вами.
Игра 7. – «Догоню-догоню»
Широко расставив рук, догоняйте убегающего от Вас малыша со словами :
«Догоню, догоню, приласкаю, обниму!»
Догнав ребёнка, обнимите его и назовите по имени. Например: «Вот моя
Майя!» Или задайте вопрос: «Кого я поймал (а?», побуждая малыша назвать
своё имя.
Помимо стихотворных игр будет интересно разучить вместе с малышом
несколько простых жестов:
На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик —
«один годик»;
Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
Показываем «да», «нет» движением головы;
Показываем «спасибо» кивком головы;
Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с
ноги на ногу);
Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены,
прыгаем);
Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем
рот, щелкая зубами);
Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по
комнате).
Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько
тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и
средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать
«Зайчик»
Пальчиковые игры
Во время пальчиковых игр развиваются внимание и любознательность
малыша, стимулируется его речевое и интеллектуальное развитие.
Игра 1. –«Домик»
Один, два, три, четыре, пять —
Вышли пальчики гулять. (по очереди разгибаем пальчики)
Один, два, три, четыре, пять —
В домик спрятались опять. (по очереди загибаем пальчики)
Игра 2. – «Фонарики»
Вот фонарики горят,
Всех ребяток веселят! (пальцы растопырены)
Вдруг погасли фонари, (пальцы сжаты в кулак)
Ты скорей домой беги! (руки спрятаны за спину).
Игра 3 – «Кулачок»
(мама загибает пальчики ребёнку)
Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе кулачок!
Игра 4 – «Кап-Кап-Кап»
Кап-кап, кап-кап! (стучим указательным пальцем одной руки по ладошке
другой руки)
Капает водичка.
Мы намылим ручки, (трем руки, как будто намыливаем их мылом)
Мы умоем личико. («умываем» ручками лицо)
Ну-ка в зеркальце смотри! (показываем на настоящее зеркало или
смотрим в раскрытую перед собой ладошку, как в зеркало)
Кто у нас чистюля? Ты! (указываем на малыша)
Игра 5 – «Семья»
Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья.
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со
слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.
Игра 6 – «Ладошки»
Ладошки вверх
Ладошки вниз,
Ладошки на бочок
И сжали в кулачок.
Движения выполняются согласно стихотворному тексту.
Игра 7 – «Рыбки»
Рыбки весело резвятся (сложить две ладошки вместе)
В чистой, тёпленькой воде (двигаем вместе сложенными ладошками)
То сожмутся, разожмутся (сжимаем ручки в кулачки и разжимаем)
То зароемся в песке (делаем замочек).
Игра 8 – «Цветочек»
Солнце поднимается. (Сложить не плотно ладонь к ладони)
Цветочек распускается (пальцы ладони расходятся).
Солнышко садится.
Цветочек спать ложится (пальцы смыкаются). Бай-бай!
Игра 9 – «Ладошка»
Где ладошка? – Тут! (открываем ладошку)
На ладошке – пруд. (чертим на ладошке круг)
Палец большой – гусь молодой, (загибаем большой палец)
Указательный – поймал, (загибаем указательный палец)
Средний – гуся ощипал, (загибаем средний палец)
Безымянный – печь топил, (загибаем безымянный палец)
А мизинчик – суп варил. (загибаем мизинец)
Игра 10 – «Баю - бай»
Этот пальчик хочет спать, (загибаем большой пальчик)
Этот пальчик – прыг в кровать, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик уж вздремнул, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик уж уснул, (загибаем безымянный пальчик)
Этот крепко-крепко спит, (загибаем мизинчик)
И тебе он спать велит. (обхватываем кулачок)
Стихотворения, побуждающие к произнесению звуков и слов.
Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если
ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи
бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно
начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.
1. «Ослик»
Ослик маленький - ИА.
Знает И и знает А.
2. «Пароход»
Пароход гудит: У-У-У!
Скоро к берегу приду!
3. «Самолёт»
У-У-У!
Самолёт летит в Москву!
4. «Индюки»
Индюки сошлись у ивы: ИУ-ИУ-ИУ!
Ишь, как мы с тобой красивы: ИУ-ИУ-ИУ!
5. «Маша заблудилась»
Плачет Маша: А-А-А,
А волчище: У-У-У!
Страшно Машеньке в лесу,
Позовём её : А-У!
6. «Вокруг»
Пролетел весёлый жук Ж-Ж-Ж.
Зазвенел комарик вдруг 3-3-3.
Ветер ветки раскачал У-У-У,
"Шарик" тоже зарычал Р-Р-Р,
Зашумел в воде камыш Ш-Ш-Ш!
И опять настала тишь Ш-Ш-Ш.
7. «Звуки»
Ш-Ш-Ш - шуршит опавший лист
С-С-С - змеиный слышен свист
Ж-Ж-Ж - шмели в саду жужжат
Р-Р-Р - моторы тарахтят.
8. «Паровозик»
Паровозик - Ч-Ч-ЧУ,
"Прокатиться я хочу"!
9. «На лугу»
На лугу паслась корова: му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: з-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: тр-р-р, тс-с-с.
Еж колючий пробегал: пх – пх - пх.
Птичка маленькая пела: тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: ж-ж-ж, ж-ж-ж.
10.«Тишь»
Пролетел весёлый жук (Ж-Ж-Ж).
Зазвенел комарик вдруг (3-3-3).
Ветер ветки раскачал (У-У-У,
"Шарик" тоже зарычал (Р-Р-Р)’
Зашумел в воде камыш (Ш-Ш-Ш!
И опять настала тишь (Ш-Ш-Ш).
11.«Прогулка»
Как пойдем гулять? Топ-топ!
Как мы дверь закроем? Хлоп!
Кошка к нам с крылечка: прыг!
Воробьишки: чик-чирик!
Кошка рада птичкам: мурр!
Воробьи взлетели: фурр!
Дальше ножками: топ-топ!
И теперь калиткой: хлоп!
Как трава шумит? Ш-ш-ш!
Кто в траве шныряет? Мышь!
На цветке пчела: жу-жу!
Ветер листьями: шу-шу!
Речка струйками: трень-брень!
Здравствуй, яркий летний день!
___
Дыхательная гимнастика + Артикуляционные упражнения.
Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с
которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье.
На чем можно осваивать навык дутья:
- задувать свечку;
- дуть в дудочку;
- дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;
- надувать мыльные пузыри;
- дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку/божью коровку,
чтобы она летала;
- сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки/ватку.
! Важно: следите за тем, чтобы малыш не раздувал щёчки!
Если щёчки раздуваются, слегка надавите на щёчки малыша большим и
указательным пальчиками.
Следующие артикуляционные упражнения можно практиковать
(примерно с 1,5 лет, но что-то, возможно, сможет получиться и ранее) :
«Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше,
затем прячем, так повторяем несколько раз.
«Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
«Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама/папа тихонько стучит
пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим:
«Пока! Пока!», и ротик закрывается.
«Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим
язычком по верхней губе, потом по нижней.
«Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
«Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок
спрятался за заборчиком.
«Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим
сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
«Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
«Вображули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем воображать:
широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.
4. Игра «Кто в домике живет?»
Эта игра хорошо побуждает ребенка произносить простые звуки.
Сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша.
Заранее складываем в мешочек или коробку несколько сюжетных игрушек
(зверюшек, кукол и т. д., которые хорошо знакомы малышу.
Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», сохраняя интригу.
Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе
проговариваем (после малыш делает это сам, например, «Корова» или
«Му-му» - смотря на какой стадии находится речь ребенка.
Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.