Елена Панина
Мини-проект в старшем дошкольном возрасте «Маленький финансист»
▼ Скачать + Заказать документы
Мини-проект в старшем дошкольном возрасте на тему :
“Маленький финансист”.
Актуальность:
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Публикация «Мини-проект в старшем дошкольном возрасте „Маленький финансист“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Постановка проблемы:
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
Совершенствовать коммуникативные качества детей;
Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
Участники проекта:
дети подготовительной группы;
воспитатели группы;
родители.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (в течение одной недели (с 06-10 февраля)
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный
Этапы проекта:
1этап – Организационный:
изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленький финансист».
подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
Создание развивающей среды по теме.
2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономика»
Показ мини-спектакля “Зайкина находка”.
Предполагаемые результаты:
Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.
План мероприятий по финансовой грамоте детей :
Понедельник:
Рассказ воспитателя о деньгах, о цене товара.
Просмотр урока тё тушки Совы: «Что такое деньги?»
НОД «Дом, в котором «живут» деньги»
Задачи: дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг).
Игра «Купи другу подарок» [см. приложение № 1]
Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.
Чтение художественной литературы: сказка “Пятачок” Петра Фролова
Цель: учить жить честно, не брать чужого, найденное возвращать владельцу.
Вторник:
Презентация: “История возникновения денег”.
НОД по ФЭМП «Денежка»
Задачи: познакомить детей с монетами, купюрами разного номинала, развивать память, мышление, логику, внимание; воспитывать уважение к людям, которые зарабатывают деньги.
Продуктивная деятельность: изготовление чеков, банковских карточек для с/р игры «Супермаркет».
Д / и «Угадай, где продаются» [см. приложение № 1]
Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.
Настольная игра: «Миллионер»
Цель: способствовать развитию творческих способностей, логики, интеллекта, учить планировать свои действия и считать на примере денежных купюр.
Среда:
Просмотр урока тё тушки Совы: «Умение экономить»
Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»;
НОД «Путешествие денежки»
Д / и «Что быстрее купят?» [см. приложение № 1]
Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.
Четверг:
Решение проблемной ситуации «Хочу и надо» [см. приложение № 1]
Игра лото “Азбука финансов”
Цель: объяснить детям, откуда приходят деньги в семью и на что они расходуются. Какие есть возможные варианты расходования денег, как планировать семейный бюджет?
Просмотр урока тё тушки Совы: «Потребности и возможности»
Продуктивная деятельность: изготовление поделок для ярмарки
Д / И «Кто трудится, кто играет» [см. приложение № 1]
Цель: закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой)
Чтение художественной литературы: сказка “Так сойдёт” Татьяны Папоровой
Цель: учить ответственно относиться к любому делу, а не выполнять свою работу небрежно и халатно.
Пятница:
Настольно-печатная игра “Денежка без сдачи”
Цель: помочь ребёнку уяснить ценность денег, научиться различать номиналы банкнот и монет. Главное правило игры - товар можно купить только без сдачи.
Дискуссия с детьми «Хорошо – плохо» - на тему: «О рекламе товара»
[см. приложение № 1]
Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама». Игровая ситуация: «Рекламная кампания»- дети выбирают товар и рекламируют его с целью продажи.
«Ярмарка поделок»- учить устанавливать собственную цену, стараясь продать «товар» по собственной цене.
Показ мини-спектакля “Зайкина находка”.
Приложение № 1
Игры с экономическим содержанием:
Игра «Хочу - надо»
Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».
Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.
Материал: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т. п. ; игровое поле.
Игра «Купи другу подарок»
Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.
Правила: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену.
Материал: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета.
«Кто что делает?»
Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.
Правила: Дети подбирают инструменты (картинки, которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.
Материал: карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.).
«Угадай, где продаются»
Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.
Правила: Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.
Материал: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т. д.
«Магазин игрушек»
Цель: Дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).
Правила: Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.
Материал: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.
«Что быстрее купят?»
Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.
Правила: Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.
Материал: карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платье для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц); ботинки (на одном нет шнурка).
Стихи по финансовой грамотности :
“Торговля”
Деньги были не всегда.
Люди многие года
Покупали, торговали.
И при этом всё меняли:
Соль - на шкуры, на зерно.
Мех - на злато, серебро.
Люди торговать учились,
Деньги позже появились.
“Бюджет”
У взрослых людей есть такая забота:
Ходить каждый год,
Каждый день на работу.
За эту работу им платят зарплату,
А эту зарплату рассчитывать надо!
И вот собирают семейный СОВЕТ,
Где создаётся семейный БЮДЖЕТ!
“Обойдусь без покупок”
Держу молоток и копилку – свинью
- Сейчас, наконец, я тебя разобью.
Куплю самолёт, а скорей целых три.
Немало монеток у свинки внутри.
Потом совершу семь покупок подряд…
Смотрю, а у Хрюшки доверчивый взгляд.
Смеются глаза в ожиданье забав…
Я свинку обнял и поставил на шкаф.
Загадки по финансовой грамотности :
1. Угадай как то зовётся,
Что за деньги продаётся.
Это не чудесный дар,
А просто – напросто (товар)
2. В этой сумочке живёт
Звонкая монета.
Как для денег домик звать?
Жду от вас ответа! (кошелёк)
3. Чтоб продукты потреблять,
В платьях модных щеголять,
Чтоб вкусно есть и пить,
Нужно всё это (купить)
4. Я кладу их не в платок,
Я кладу их в кошелёк (деньги)
5. У меня игрушка есть,
Монеток в ней не счесть.
Моя игрушка – свинка,
Дырка у неё на спинке.
Монетки в дырку я кладу,
Когда их станет много, жду. (копилка)
Пальчиковая гимнастика: “Будем денежки считать’
Один, два, три, четыре, пять (крутим кулачками)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим поесть и попить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).