Наталья Ратушная
Мини-проект «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
«Проект «Моя семья»
Семья - поистине высокое творенье
Она заслон надежный и причал.
Она дает призванье и рожденье
Она для нас основа всех начал!
Е. А. Мухачева
Какие первые слова говорят наши дети? Мама, папа, бабушка, дедушка, дай! Однако, самым первым словом ребенка, почти всегда, становится слово «мама». Само понятие слова «семья» формируется у дошкольников намного позже.
Публикация «Мини-проект „Моя семья“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
Семья - одна из важнейших базовых социокультурных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В ее позитивном развитии, сохранении, укреплении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. Становление семьи, ее стабильность и благополучие зависит от множества факторов и предпосылок, возникающих задолго до ее создания.
Родительская семья становится источником социального наследования в первые годы жизни ребенка, причем следование образцу отношений собственных родителей первоначально происходит на уровне подсознания, благодаря механизмам подражания, идентификации. В результате происходит запечатление образов родителей, прародителей, братьев, сестер, неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми взрослыми, подражание их действиям, словам чувствам, отождествление себя с близкими людьми и т. д.
Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить. Семья как первый институт социализации оказывает решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции.
Однако само понятие «образ семьи», в том числе и применительно к детям дошкольного возраста, не имеет четкой научной характеристики. В современных исследованиях понятия «образ семьи» и «представления о семье» используются как идентичные, хотя представления не раскрывают всего богатства образа, отражая лишь когнитивный его аспект.
Семья и детский сад характеризуются специфическими возможностями в формировании у дошкольника содержательного «образа семьи», что является основой для дифференциации приоритетных сфер их влияния в этом процессе. Семья определяет степень богатства, насыщенности поверхностного уровня «образа семьи» (накопление ребенком разнообразных впечатлений, приобретение опыта эмоционального переживания семейных ситуаций, усвоение способов взаимодействия с близкими людьми); для детского сада первоочередным является обогащение, уточнение, обобщение, корректировка представлений детей о семье, семейном укладе; формирование ценностных ориентации, организация деятельности детей, дающей выражение чувств детей к родителям, другим членам семьи; косвенное воздействие на содержание детского «образа семьи» через повышение психолого-педагогической культуры родителей. Таким образом, семья в большей степени влияет на поверхностный уровень «образа семьи», а детский сад - на ядерный.
Модель обогащения и коррекции стихийно складывающегося у дошкольников «образа семьи» основана на взаимодействии детского сада и родителей в формах согласования, коррекции, взаимного содействия, параллельного действия в воспитании будущего семьянина, ориентированного на культурно-исторический идеал семьи, традиционность семейного уклада с учетом особенностей современной жизни. Реализация указанной модели приводит к позитивным изменениям в личностном развитии детей, через непосредственное включение в деятельность всех участников проекта.
Детский сад – один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помощь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
С 2014 года МБОУ «Детский сад № 75» города Ростова-на-Дону работает над проблемой возрождения казачьих традиций, приобщения детей к культуре своего народа, воспитания любви к своей малой Родине, в рамках работы региональной инновационной площадки «Воспитание мальчиков и девочек на традициях Дона» и деятельности детского объединения «Юный этнограф» МБУ ДО ЦДЮТур.
В связи с реализацией деятельности в рамках работы площадки и многообразием использования форм, методов и видов работы с детьми и родителями, мы сделали попытку узнать, какой смысл в понятие «семья» вкладывают участники образовательного процесса в данном учреждении.
Для решения поставленной проблемы, мы попытались разработать свою модель функционирования детского сада как открытой системы, которая была бы направлена на снижение риска и профилактику семейного неблагополучия и социальной изоляции, включения семей в развивающее образовательное пространство детского сада, ознакомление с опытом семейного воспитания с учетом регионального компонента (Ростовской области).
Так же, в рамках работы проекта, в образовательную деятельность были внедрены циклы занятий и тренинги успешности для родителей, заседания родительских клубов по группам, что в целом положительно повлияло на удовлетворенность родителей результатами взаимодействия и партнерских взаимоотношений с педагогами и специалистами детского сада.
В течение учебного года в холле детского сада работали передвижные экспозиции мини-музея : «Неделя семьи», «100 идей для пуговицы», «Забытые слова Дона», «Забытый казачий говор», «Казачье подворье», «Ее величество семья».
Мы предлагаем Вам свой вариант реализации мини-проекта «Моя семья» в рамках работы региональной инновационной площадки «Воспитание мальчиков и девочек на традициях Дона» и деятельности детского объединения «Юный этнограф» МБУ ДО ЦДЮТур.
Мини-проект «Моя семья»
Цель проекта: снижение риска и профилактика семейного неблагополучия и социальной изоляции, включения семей в развивающее образовательное пространство детского сада, содействие возрождению традиций семейного воспитания
Задачи проекта:
1. Дать представление о понятиях: «род», «родители», «родословная», «семья» «родные», «близкие», профессии родителей.
2. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
3. Уточнить и расширить представления ребёнка о самом себе (он член семьи; имеет внешнее сходство с родителями и другими родственниками; цвет волос, глаз; у него есть обязанности по дому; он должен хорошо знать свою фамилию, имя, отчество, свой день рождения, домашний адрес и т. д.)
4. Дать понятие о семейных традициях, о распределении семейных обязанностей.
5. Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
6. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
7. Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
8. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
9. Способствовать повышению общей культуры общения членов семьи и их сближению.
Паспорт проекта
Тип проекта: социальный, творческий, групповой.
Области проекта: «Музыка и фольклор Донского края», «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Игра», «Здоровье», «Чтение художественной литературы», «Безопасность».
Название проекта: «Моя семья».
Период реализации проекта: сентябрь 2015 г. – май 2016 г.
Проблема: Отсутствие знаний у детей о своих родителях
Мало кто из детей знает свое родословное, уходят в прошлое семейные традиции, праздники. Забыты такие понятия как “род”, “родословная”, “предки”.
Ресурсное обеспечение: личностно ориентированное обучение и воспитание. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого дошкольника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.
Развивающее обучение. Позволяет выращивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию, поддерживает личностное развитие ребенка.
Индивидуальное обучение. Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для образовательной деятельности. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.
Информационно-коммуникационное развитие. В современном мире при нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. В образовательной деятельности, в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление - фонограммы.
Развитие творчества. В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.
Проблемно – поисковая деятельность предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проектная деятельность. Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.
Региональный компонент. Нам достались по наследству уникальные богатые традиции казачьего края, которые нуждаются в восстановлении и защите, и чтобы возродить их, надо позаботиться о воспитании в этих традициях детей.
М. А. Шолохов говорил, что каждая, большая или малая, имеет свои культурные ценности и из этих ценностей складывается великое духовное достояние человека
Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города, связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка, осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода, восприятия детьми мира предметов, формирования знаний о трудовой деятельности взрослых и т. д.
В связи с тем, что на юге России ребенок-дошкольник развивается не в однородной культурной среде, а в многонациональной, многокультурной, то именно этническая группа позволяет ему выделить свое «Я» и идентифицироваться в этнической общности.
Каждая нация – большая или малая – имеет свои культурные ценности, из которых складывается великое «духовное достояние человека». Общечеловеческая культура слагается из уникальных, своеобразных культур отдельных народов, наций, этносов. Каждая из них имеет созвездия знаковых фигур, чей творческий гений олицетворяет в себе национальное и духовное начало.
Ожидаемый результат:
• Обеспечение оптимальных условий для изучения детьми своих семейных традиций.
• Появление интереса ребенка к своей семье, ее прошлому и настоящему.
• Самореализация родителей как субъектов образовательной деятельности,
• Повышение психолого-педагогической культуры родителей.
• Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.
• Установление доверительных и партнерских отношений с семьей каждого ребенка.
• Повышение уровня социально-психологической культуры участников образовательного пространства.
• Возрождение традиций семейного воспитания.
• Применение родителями педагогических знаний о воспитании детей в семье.
Список используемой литературы
1. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями- М. : ТЦ Сфера, 2009.- 128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
2. Детский сад и молодая семья : основы успешного взаимодействия/ Под ред. Н. В. Микляевой. - М. : ТЦ Сфера, 2010.- 128 с. - (Библиотека воспитателя).
3. Журнал «Дошкольное воспитание», подписка за 2014 год.
4. Иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений «Ребенок в детском саду».
5. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. Для студ. Пед. вузов/ Под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2007.
6. Научно-практический журнал для руководителей, старших воспитателей, воспитателей детских садов и родителей «Управление дошкольным учреждением», М. : ООО «ТЦ Сфера».
7. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. – М. : Изд-во института психотерапии, 2003.
8. Поддубная Т. Н, Поддубный. А О. Управление системой социальной защиты детства. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005
9. Прохорова Г. А. Взаимодействие с родителями в детском саду: практ. пособие. - М. : Айрис- пресс, 2009. -64 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
10. .Целуйко, В. М. Психология неблагополучной семьи : книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко- М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.