Анна П
Мини-проект «Чистые ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Нет задачи важнее, чем вырастить здорового человека. Необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к личной гигиене, формировать у малышей навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Публикация «Мини-проект „Чистые ручки“» размещена в разделах
Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Главная задача — формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Главными союзниками в работе по формированию привычки к соблюдению правил личной гигиены, у малышей являются родители. Без их участия невозможно добиться хороших результатов. Только они являются ярким примером для своих детей. Но необходимы единые требования в семье и в детском саду. Самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Поэтому важно с самого раннего возраста воспитывать у ребёнка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера. Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Психика ребенка, во второй младшей группе устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно что – то делать. Ребёнку должно быть интересно, делать не потому, что надо и полезно, а потому, что ему нравится. И всего этого можно добиться через игры и упражнения.
В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.
Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.
Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками.
Можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.
2. Цель и задачи проекта
Цель проекта:
Расширение кругозора, знаний детей о культурно-гигиенических навыках, о полезных свойствах мыла. Формирование представлений о правилах личной гигиены у детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
Задачи проекта:
1. Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста.
2. Закрепить у детей первоначальное представление о личной гигиене: уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
3. Воспитывать привычку следить за своим внешним видом, самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, после туалета, по мере загрязнения.
4. Обогатить предметно-развивающую среду группы.
5. Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей (формирование у детей гигиенических навыков).
Тип проекта: творческий, познавательный, краткосрочный, групповой
Участники проекта: воспитатели, младший воспитатель, родители, дети 2 младшей группы.
Целевая группа проекта: проект предназначен для детей младшего дошкольного возраста.
Основные формы реализации проекта:
• Занятия по ознакомлению с окружающим миром.
• Решение проблемной ситуации
• Дидактические игры и упражнения.
• Художественное слово.
• Чтение художественной литературы.
• Беседы.
• Работа с родителями.
• Игровая деятельность (игра-экспериментирование)
Теоретическая значимость проекта: методические рекомендации для родителей по формированию у детей гигиенических навыков.
Практическая значимость проекта: заключается в создании единого здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
3. Ожидаемые результаты реализации проекта:
Ожидаемые результаты для детей:
• Повышение уровня освоения культурно-гигиенических навыков (Пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются полотенцем после умывания, вешают полотенце на место).
• Эмоциональная отзывчивость в процессе применения практических умений;
• Усиление инициативности во взаимоотношениях с взрослым.
Ожидаемые результаты для родителей:
• Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;
• Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков;
• Укрепление связей между детским садом и семьёй, соблюдение рекомендаций родителями по формированию у детей гигиенических навыков.
Ожидаемые результаты для воспитателей:
• Повышение знаний по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
• Единство требований со стороны персонала группы и родителей;
• Укрепление связи с родителями.
4. Перечень основных направлений проекта
Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:
• Изготовить методическое пособие.
• Пополнять и обновлять уголок здоровья в группе.
• Сделать подборку дидактических игр.
Методическая копилка:
• Составить перспективный план работы по воспитанию культурно–гигиенических навыков и самообслуживания.
• Разработать картотеку проведения режимных моментов.
• Сценарии развлечений и досугов.
• Подобрать потешки, стихи, загадки, художественные произведения.
• Подобрать дидактические игры, дидактические упражнения, словесные, пальчиковые игры, подвижные игры по данной теме.
Работа с родителями:
Консультации
• «Чистые ручки»
• «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей»
• «Культурно-гигиенические навыки и их значение в развитие ребенка»
Родительские собрания:
«Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников в семье и в дошкольном учреждение»
5. Краткое описание проекта по этапам
Тип проекта: Групповой, творческий, познавательный, краткосрочный.
Продолжительность проекта: 6 месяцев.
Сроки реализации проекта: ноябрь 2018года– апрель 2019 года.
Подготовительный:
Определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта, изучение литературы.
Основной этап:
Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр, занятия по данной теме.
Заключительный:
Подведение итогов работы над проектом: презентация проекта на педсовете.
6. План мероприятий по реализации проекта
Подготовительный этап
Сбор литературы по данной теме. Разработка содержания проекта. Создание развивающей среды: подобрать материалы, пособия, дидактические игры, иллюстративный материал, презентации, художественную литературу, мультфильмы. Подготовить материал для продуктивной деятельности. Составить тематический план.
Основной этап
Анкетирование родителей: «Здоровый образ жизни»
Консультации о пользе оздоровительных мероприятий для родителей.
Наглядная информация для родителей на тему:
«Культурно-гигиенические навыки у детей младшего возраста».
«Чистые ручки»
«Как приучить ребёнка быть аккуратным»
«Что должен ребёнок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков».
Оформление уголка здоровья:
Наглядный материал по произведению К. Чуковского «Мойдодыр»
Изготовление коллажа: «Что нам надо для умывания»
Дидактические игры:
«Чистоплотные дети»
«Что нужно кукле!»
«Что ты можешь о них сказать?»
«Водичка, водичка»
«Чистые ручки»
«Умывалочка»
«Сделаем лодочки»
«Мыльные перчатки»
Подвижная игра «Пузырь»
Сюжетно- ролевая игра «Дочки-матери»
Игры ситуации:
«Купание куклы»
Пальчиковые игры: «Моем руки» «Зайка серый умывается»
Дидактические упражнения: «Чистые ручки»,
«Моем чисто руки и лицо», «Айболит встречает ребят», «Покажем кукле Кате как мы умеем умываться и вытирать руки полотенцем», «Что нужно кукле?»
Художественное слово, детский фольклор в свободное время от занятий: заучивание потешек, прибауток; загадки.
Разучивание стихов о культурно-гигиенических навыках.
Чтение художественной литературы:
Народная сказка «Про грязные ручки», «Федорино горе» К. Чуковского,
«Мойдодыр» К. Чуковского, «Оля и мыло» Булатова С. С., А. Барто «Девочка чумазая»
Беседа-наблюдение с детьми по теме:
«Учимся умываться» «Зачем нам мыло»
Фотовыставка: «Любим, любим умываться по утрам и вечерам!»
Опытно-экспериментальная деятельность: опыты с водой и с мылом
Занятие на тему: «Знакомство детей с мылом»
Заключительный этап
Анкетирование родителей по теме:
«Чему научился Ваш ребёнок?»
Итоговое занятие-развлечение:
«Вот что мы умеем»
Презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту на педагогическом совете, выпуск журнала «Чистые ручки».
Список литературы
1. Бачурина, В. Н. Новые развивающие игры для дошколят [Текст] : популярная литература. /В. Н. Бачурина–М. : ДОМ XXI век РИПОЛ классик, 200. –С. 114-118.
2. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях [Текст] : методическое пособие/Т. Л. Богина. –М. : Издательство «Мозаика-Синтез», 2006. – С. 94 -96
3. Доскин, В. А. Растем здоровыми [Текст] : пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры /В. А. Доскин, Л. Г. Голубева– М: «Просвещение», 2002. С. 52–55.
4. Расту культурным [Текст] : -Полиграф–Проект Москва 2011. С. 12-24.
5. Картушина, М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет [Текст] : методическое пособие / М. Ю. Картушина. – М. : ТЦ «Сфера», 2004. С. 30–33, 43-48с.
6. Интернет сайт «maam», «Воспиталки»