Татьяна Свержинская
Мини-проект «Артикуляционная гимнастика — эффективное средство развития воображения и звукопроизношения»
▼ Скачать + Заказать документы
по Кудрявцеву В. Т
Тема проект
а: [/b]«Артикуляционная гимнастика – эффективное средство развития воображения и звукопроизношения».
Тип проекта: краткосрочный, педагогический, индивидуальный.
Участники проекта: учитель-логопед, дети, родители.
Продолжительность реализации проекта: на протяжении всей работы с ребенком.
Публикация «Мини-проект „Артикуляционная гимнастика — эффективное средство развития воображения и звукопроизношения“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
Актуальность проекта:
Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей.
Цель проекта:
развитие творческого потенциала детей через комплекс артикуляционных упражнений.
выработка правильных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата у детей, необходимых для чёткого произношения звуков.
Задачи проекта:
расширение и углубление теоретических знаний по разделу звуковая культура речи; развитие творческого воображения детей;
раскрытие значимости артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.
Конкретные ожидаемые результаты:
1. Развитие артикуляционной моторики до уровня максимальной достаточности для постановки звуков у детей;
2. Развитие творческого потенциала у детей.
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный:
Определение темы, цели и задач, содержания проекта;
Изучение методической литературы по данной теме;
Диагностика состояния артикуляционной моторики у детей;
Комплексы артикуляционной гимнастики;
Схемы артикуляции звуков;
Прогноз результата деятельности.
II этап – основной (практический):
Работа с ребенком:
Предварительное занятие по ознакомлению ребенка с органами речи – губами, языком, нёбом, и т. д.
Выполнение упражнений:
для тренировки подвижности и переключаемости органов речи, отработки определённых положений губ, языка;
для тренировки правильного произношения всех звуков;
для тренировки правильного произношения отдельного (ных) звука (ов) с учётом конкретного нарушения звукопроизношения у ребёнка.
Работа с родителями:
Консультации о значимости артикуляционной гимнастики для выработки правильного звукопроизношения и развития творческого потенциала у детей.
III этап – заключительный.
Итоговая диагностика артикуляционных навыков детей дошкольного возраста.
Литература:
1. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. — М. : Астрель, 2007.
2. Батяева С. В. Логопедическая сказка. «Приключения зайчонка Кузи». – М. : ТЦ Сфера, 2009.
3. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
4. Ваш домашний логопед. Учим ребёнка говорить правильно. Электронное издание для родителей и педагогов. М. : ООО «Парус — Сервис», 2007.
5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 5-9 лет. — М. : ГНОМ и Д, 2004.
6. Костыгина В. Н. Тру-ля-ля Артикуляционная гимнастика. М. : Карапуз, 2000.
7. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст). Программно-методическое пособие. — М. : Л ИНКА-ПРЕСС, 2000.
8. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М. : ГНОМ и Д, 2007.
9. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб. : КАРО, 2004.
10. Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. – М. : ЛИТУР, 200
11. Хватцев М. Е. Логопедия. Пособие для студентов педагогических институтов и учителей спец. школ, изд. 5, М., Учпедгиз, 1959.
12. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М. : Просвещение, 1989.