наталья машенцева
Отчёт о работе мини-музея «Загадочный мир цветка»
▼ Скачать + Заказать документы
Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. - Я поведу тебя в музей,- сказала мне сестра». А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей? Именно поэтому я решила создать свой музей, пусть и маленький. Ведь сегодня мини-музеи – неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.
Публикация «Отчёт о работе мини-музея „Загадочный мир цветка“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Как же зародилась такая идея в моей группе? Все началось в весеннее время года (средняя группа, когда на клумбах нашего детского сада появились первоцветы, дети очень заинтересовались ими; затем мы вместе с детьми сами посадили разные виды цветов, ухаживали за ними, радовались первым всходам. По вопросам детей, я поняла, что о цветах они хотят узнать больше.
Побеседовав с детьми, уточнила имеющиеся у них знания по следующим вопросам:
1. Где можно встретить цветы?
2. Какие садовые цветы вы знаете? Лесные? Полевые?
3. Как устроен цветок?
4. Какие насекомые помогают цветам?
5. Какие цветы занесены в Красную книгу?
6. Какие цветы лечат человека?
8. Как ухаживать за цветами?
Анализируя ответы детей, я увидела, что у многих детей, узкие знания о цветах, частые заблуждения: например, если дети называют цветы, то не знают где они растут, как они могут помочь человеку, какие насекомые помогаю цветам, называли не все части цветка.
Опрос 24 человек дал следующие результаты:
у 41% - низкий уровень знаний;
у 59% - средний уровень;
высокого уровня – не выявлено.
Исходя из полученных данных, я решила организовать в своей группе мини - музей «Загадочный мир цветов».
Ведь цветок – один из самых почитаемых объектов природы в мире людей. Для человека цветок – это источник эстетического наслаждения. Он радует глаз, пробуждает хорошее настроение, рождает поэтические строки. Но в природе внешняя красота и приятный запах имеют более прагматическое значение – продолжение жизни. Цветок – важное звено в экологической системе (цветки и насекомые тесно связаны друг с другом). У него есть немало тайн и загадок, которые детям помогут раскрыть экспонаты мини-музея.
Начиная работу по данной теме, я изучила методическую литературу таких авторов, как: Н. А Рыжовой. Л. В. Логиновой. «Мини-музеи в детском саду», А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. «Музейная педагогика».
Что такое музей, это понятно. Но что такое мини-музей? Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей занимает очень небольшое пространство. Во-вторых, он создан для маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. В четвё ртых он затрагивает все интеграционные области: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, игровая, продуктивная. Самое важное, что в создании принимали участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, сестры и братья; выполняли с детьми разные поделки, участвовали в оформлении многих игр. Очень важно, что мой мини-музеи интерактивен, он содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать, играть. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным.
Создавая мини-музей, я поставила перед собой несколько целей:
- показать детям разнообразие и красоту цветов, их значение в жизни животных и человека.
- воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к природе, умение видеть и понимать красоту цветка, желание узнать о них больше.
- формировать стремление бережного отношения к миру растений.
Руководствуясь поставленными целями, я придумала Хозяйку музея - Флорочку, которая приглашала детей в музей и знакомила со следующими разделами:
1 раздел «Где можно встретить цветы». Этот раздел дает знания детям, о том, где растут цветы, учит классифицировать цветы на садовые, лесные, луговые. Из-за большого объема, информацию оформила в виде набора картинок и альбома с иллюстрациями с изображением луга, леса, поля, сада. Отличным дополнением к иллюстрациям стали загадки и стихи.
2 раздел называется «Как устроен цветок». Он позволяет детям увидеть, рассмотреть подробно строение цветка. Экспонатами к этому разделу стали плакаты «Цветок в разрезе» и «Строение цветка».
3 раздел рассказывает детям о «Друзьях цветов». Какие насекомые помогают цветам, а какие приносят вред. В этом разделе помещены иллюстрации, объемные изображения, игрушки – заменители пчел, бабочек, шмелей и других насекомых-опылителей. В процессе работы данный раздел пополнялся макетами, сделанными родителями.
4 раздел очень интересный «Цветочные часы». Этот раздел иллюстрирует зависимость раскрытия цветков от времени суток. На нем в форме циферблата выложены картинки с изображением растений и указанием времени раскрытия и закрытия их цветков. Развивает наблюдательность, внимание детей.
5 раздел «Человек и цветы». В нем я собрала материалы,которые рассказывают детям о значении цветов в жизни человека, и человека в жизни цветов. Здесь помещены: альбомы с иллюстрациями растений «Красной книги» с яркими, крупными картинками, «Цветы, которые лечат», схема «Как ухаживать за цветами».
6 раздел «Цветы - источник вдохновения» посвящен произведениям живописи, прикладному искусству и поэзии. Красота цветка мимолетна и недолговечна, поэтому человек стремится увековечить ее в своей памяти с помощью кисти, ткани, бумаги, поэтических строк. В этом разделе я подобрала репродукции картин художников разных эпох, произведения художественной литературы (стихи, сказки, рассказы, так же здесь присутствует много поделок, сделанных детьми и родителями.
7 раздел «Флористика». В создании экспонатов этого раздела приняли участие не только дети и родители, но и бабушки, которые сделали красивые флористические композиции. Так же здесь находятся множество разных предметов для создания букетов детьми: засушенные цветы, листья, веточки, крупные бусины, небольшие вазочки и т. д. Что позволяет развивает фантазию, воображение детей, видеть красоту цветов.
8 раздел «Уголок самостоятельной деятельности». Здесь собраны разные игры и материалы для опытов, наблюдений. «Цветочное лото» помогает закрепить знания детей о цветах. Игра «Чего не стало» развивает у детей внимание, наблюдательность, закрепляет знания о этапах развития цветка. «Опиши цветок» - эта игра помогает лучше запомнить названия цветов и их внешний вид. «Собери цветок» - закрепляет знания детей о строении цветка. «Где растет цветок» - позволяет закрепить знания детей о цветах садовых, лесных, полевых.
В этом разделе мы провели эксперимент «Что нужно цветам?» : посадили семена цветов, одни семена поливали, вторые поливали, но поставили в тень, третьи не поливали. В результате эксперимента мы сделали вывод, как надо ухаживать за цветами, что необходимо цветам, чтобы они выросли. Затем цветы, которые проросли, я вместе с детьми, высадили на нашу клумбу, где продолжали за ними ухаживать.
Во время посещения мини-музея я предлагала детям разные задания, упражнения, проводила игры такие как:
«Найди и сосчитай». В этой игре я предлагала детям ряд заданий на развитие внимания: найди в музее 3 ромашки, один пион, два колокольчика и т. д. Ответы находились в разных местах музея. Например, одна ромашка – в репродукции картины художника, вторая сплетена из бисера, третья изображена на коробочке лекарственных растений и т. д.
«Восстанови порядок». Для игры использовала карточки с развитием цветка, меняла их местами, дети находили ошибку и возвращали все на свои места.
«Придумай рассказ». Для этой игры я использовала схемы описательного рассказа, где ребенок должен рассказать, что за цветок, какого он размера, цвета, имеет ли запах, в какое время года цветет, назвать части растения и где произрастает.
Во время экскурсии по музею обсуждали различные проблемные ситуации. Например: представьте, что семечко растения упало на землю и его склевала птица. Хорошо это или плохо? Птица насытилась это хорошо, цветок не вырос – это плохо. Почему исчез цветок? Его съела корова. Хорошо ли это? А если цветок сорвали, но выбросили, даже не донеся до дома?
Такие ситуации помогают детям не только рассуждать и делать умозаключения, но и понять целесообразность некоторых поступков, сложность и неоднозначность взаимосвязей в природе, учат оценивать объект с разных точек зрения. Дети начали понимать, что многие явления и процессы, происходящие в природе, нельзя оценивать только с позиции человеческих отношений.
Таким образом, проводимая работа с детьми дала положительные результаты. Повторный опрос на конец года в старшей группе, показал, что у
57% детей – средний уровень знаний;
33% детей – высокий уровень знаний;
10 % детей - низкий уровень.
У детей появился значительный объем знаний о цветах : они научились узнавать и различать, классифицировать их, правильно ухаживать, а самое главное беречь.