Александра Валентиновна Чуличкова
Мини музей в детском саду «Куклы наших бабушек»
▼ Скачать + Заказать документы
У кукол душа людей. Это только кажется, что куклой движет рука. На самом деле, куклой движут разум и сердце.
Марта Цифринович
«У кукол всё, как у людей»
Дом под присмотром
В России для охраны тёмного и светлого времени суток делали куколку «день-ночь». С одной стороны кукла из светлой ткани, с другой из тёмной. Кто просыпался первым, поворачивал куколку светлой стороной. А на ночь тот, кто ложился последний разворачивал её стороной тёмной.
Средства против бессонницы.
Публикация «Мини музей в детском саду „Куклы наших бабушек“» размещена в разделах
Чтобы малыш хорошо спал мама укладывала к нему в кроватку куколку. И сейчас дети берут с собой в постельку кукол. Но в давние времена это была куколка не для малыша, а для… Бессонницы. «Сонница-Бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой!» - просила мама.
И Бессонница охотно соглашалась. Кто же не люби играть в куклы, а пока Сонница-Бессонница забавлялась с куклой, малыш спокойно и крепко спал.
Мини-музеи в детском саду.
Музейная педагогика – достаточно известное направление современной педагогики.
Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия.
Мини музей в детском саду имеет свою специфику: с одной стороны, он отличается от традиционных «больших» музеев, с другой отражает особенности этих учреждений культуры.
Слово «музей» происходит от слова «муза». В древнегреческой мифологии музы – дочери бога Зевса, покровительницы наук и разных видов искусств. Храмы, посвященные музам, назывались музеонами. Соответственно изначально музей – это храм муз.
Музеи – неотъемлемая часть культурного наследия. Они охватывают практически все сферы жизни человечества: искусство, науку в целом, историю, географию, и пр.
В музее могут быть собраны различные экспонаты, коллекции. История многих музеев начиналась именно с отдельных коллекций.
В современном музееведении существует такое понятие, как «детский музей». Специфическая черта детских музеев : это игровое или интерактивное образовательное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно по своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей.
Таким образом, детский музей ориентирован на детей определенного возраста, на семью и на дошкольное учреждение.
Главной его функцией становиться образование и воспитание.
Главное в музее - не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельности деятельности ребенка.
Музей, это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности.
Содержание мини-музея в детском саду, как правило, позволяет познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой, фольклором и пр.
Цели и задачи мини-музея :
музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;
мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с «особыми» детьми.
В нашем детском саду создан мини-музей «Куклы наших бабушек», в создании которого активное участие принимали родители и бабушки воспитанников.
Задачи фольклорных мини-музеев :
приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям;
воспитание у детей интереса к культуре своих предков, культуре предков России и мира;
патриотическое воспитание;
художественно-эстетическое воспитание;
знакомство с особенностями народного быта;
воспитание у дошкольников основ толерантности;
воспитание представлений о взаимосвязях разных культур.
Из чего делали кукол
Традиционную народную куклу делали из разных материалов: травы, соломы, лыка, веточек, палочек и, конечно, лоскутков старой одежды.
В русской деревне больше всего любили тряпичную куклу. Она была в каждом крестьянском доме, и крутили кукол и стар, и млад.
Крутить кукол дети начинали с 4—5 лет. Сначала делали самых простых — из 2—3 лоскутков, без ножниц и иголок. Первых кукол малыши делали с мамой или старшими сестрами, а потом и самостоятельно. Часто мастерили их из доступных материалов прямо во время игры.
Когда-то изготовление ткани было делом трудоемким, и дети донашивали одежду взрослых. На куклы оставалась изношенная ткань. Ее легко можно было разорвать руками, что важно в обережных куклах.
Существовало поверье, что при их изготовлении нельзя применять железные, колющие и режущие предметы. Считалось, что сама по себе ношеная одежда уже является обережной, так как хранит тепло души человека, который ее носил.
Делали кукол также и из новой ткани — для свадеб и на подарки.
Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее недобрых сил. А значит, и Безвредной для ребенка. Такая кукла была и игрушкой, и оберегом. Кукол хранили в сундуках и корзинах и передавали их по наследству.
В богатых домах одежда куклы была похожа на одежду их обитателей — она бы а из богатых тканей, с вышивкой и украшениями. Такие куклы были очень дорогими, они даже имели свои комнаты.