Мурыгина Светлана Ивановна
Мини-музей «Такие разные куклы»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт мини – музея :
- название:
мини – музей «Такие разные куклы»
- авторский коллектив
авторская работа мини - музея осуществляется коллективом педагогов МБДОУ детский сад «Солнышко».
- месторасположения, условия
Мини - музей детского сада расположен на 2 этаже.
Цель:
Средствами мини - музея осуществляется воспитание, обучение, развитие и
социализация воспитанников МБДОУ.
Публикация «Мини-музей „Такие разные куклы“» размещена в разделах
- Куклы. Мини-музеи кукол
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» май 2019
Задачи:
1. Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и
пополнению мини – музея.
2. Обеспечить безопасные, психологически-комфортные, эстетические и
здоровьесберегающие условия;
3. Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;
4. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных
традиций;
5. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русской
природы;
6. Повысить статус ДОУ и его конкурентоспособность.
Научно – методическое обеспечение:
Н. Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в детском саду» Линка –Пресс; Москва, 2008г.
Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/в №1 – 2009г.
А. Греков «Музей игрушки и его основатель»
И. Лыкова «Я леплю свою игрушку».
Фотографии из личного архива автора.
Мини - музей детского сада отражает специфику дошкольного возраста детей.
Периодически музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников.
«Из всех существующих в мире загадок
тайна куклы – самая загадочная;
без понимания сущности куклы
невозможно понять и человека».
М. Е. Салтыков-Щедрин
Актуальность:
Интеллектуальное развитие детей средствами музейной педагогики – новое и весьма успешное направление работы в дошкольном образовании.
Воспитанница нашего детского сада принесла в группу народную куклу, которую ей привезли из деревни. У детей сразу возникли вопросы: «Почему на лице нет глаз и рта?»; «Как с ней играть?»; «Почему так называется кукла?»; «Из чего сделана кукла?»; «Как можно самим сделать такую куклу?», «Какими куклы были раньше?», «Где можно сейчас увидеть разных кукол?». Мы не торопились отвечать нашим воспитанникам сразу на все вопросы, а решили поискать ответы на них всем вместе: подумать им самим, поговорить с родителями, посмотреть информацию в интернете, в книгах, пришла идея создать мини-музей кукол.
Основное назначение мини-музея – развивающее : дети узнают историю куклы, учатся играть с ней. Экспонаты мини-музеев всегда на виду у детей. Они в любое время могут их рассмотреть, вспомнить, о чем говорили взрослые во время экскурсии. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то свое, родное, т. к. дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывают принесенные из дому экспонаты и рассказывают о них.
Кукла – первая среди игрушек. Её история известна с глубокой древности.
Изначально кукла существовала тотемом, обрядовым символом, и уже позднее превратилась в детскую игрушку. В наше время существует огромное множество разнообразных кукол. Но особой популярностью пользуются куклы ручной работы. Очень часто любимой игрушкой становится та, которая сделана своими руками, потому что в неё вложена фантазия и душа.
Всем известен народный обычай – дарить детям куклы. В древние времена чаще их делали в семье сами, а иногда привозили новые «потехи» с ярмарки. В народе считали, что игрушка – подарок принесёт ребёнку здоровье и благополучие.
Ребёнок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно, это побуждало к труду, творчеству – к одному из главных достоинств самодельной игрушки.
С пяти – шести лет дети начинали сами делать кукол: их мастерили из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов, из крапивы даже пряли нитки на кукольное приданое.
Делали игрушки и взрослые, относились к этому серьёзно и с душой. Материалы для изготовления брали разные : мох, бересту, прутья, лыко, мочало, тряпки, даже обычное полено могли нарядить куклой. Интересные куклы мастерили из соломы, сена.
Цель создания музея:
Познакомить детей с историей куклы, откуда она появилась, из чего изготавливалась, и как кукла трансформировалась в течение многих десятилетий.
Задачи:
• Расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;
• Обогащение предметно-развивающей среды детского сада;
• Через игрушку знакомить с историей и традициями на Руси; знакомство с особенностями народного быта;
• Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей;
• Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям;
• Воспитание у детей интереса к культуре своих предков, культуре предков России и мира;
• Патриотическое воспитание; художественно-эстетическое воспитание;
• Воспитание у дошкольников основ толерантности; воспитание представлений о взаимосвязях разных культур.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
• Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;
• Принцип опоры на интересы ребёнка;
• Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
• Принцип наглядности;
• Принцип последовательности
• Принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Планируемые результаты:
• Создание музея кукол.
• Комплексно реализовывать задачи следующих образовательных областей: социализация, коммуникация, познание, художественная деятельность.
• С помощью музейной экспозиции сформировать у детей навыки игры с куклой.
• Закрепить навыки самообслуживания.
• Воспитывать умение бережно относиться к предметам через общение с куклами.
• С помощью использования фольклорного материала расширить и обогатить словарный запас детей.