Надежда Подрезова
Мини-музей по патриотическому воспитанию (Народы России)
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Расположение
занимает часть центральной стены в группе. Экспонаты размещены на полках.
Содержание и экспонаты. Основная идея — показать, какими разными бывают национальности разных народов России, познакомить ребят с историей костюмов и их национальным орнаментом.
Сроки и продолжител. реализации проекта
1.10.20 -31.12.20
Продолжительность: краткосрочный.
Участники воспитатели, дети, родители.
Возраст детей 5-6 лет.
Форма проведения групповая
Публикация «Мини-музей по патриотическому воспитанию (Народы России)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мини-музеи в детском саду
- Моя Родина Россия
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Цель проекта: - Создать экспериментальный мини-музей в групповой комнате как форму работы с детьми и родителями.
- создать условия для нравственно-патриотического воспитания, совместного процесса освоения педагогами, родителями и детьми отечественной культуры.
Задачи проекта: - формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей;
- - формировать у дошкольников представление о музеях;
- познакомить с национальными костюмами разных народов России;
- Способствовать познавательному развитию детей и осуществлению комплексного подхода к их воспитанию.
- Развивать связную речь детей, обогатить её новыми словами и выражениями; развивать творческие способности, воображение.
- Способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширять их кругозор, открывать возможности для самостоятельной познавательной, исследовательской и творческой деятельности
- Наладить сотрудничество педагог. коллектива с родителями.
Актуальность Данный проект позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса в ДОУ познакомить детей с историческим музеем, в частности музеем национальных костюмов разных народо; познакомить с основами музейной культуры, правилами поведения в музее; предоставить детям возможность реализовать разные виды детской деятельности, опираясь на полученные знания и умения.
Критерии и индикативные показатели - увеличение доли воспитанников с высоким уровнем знаний отечественной культуры;
- увеличение доли родителей (воспитанников) удовлетворенных уровнем образовательных услуг;
- увеличение доли родителей удовлетворенных деятельностью МБДОУ.
Ожидаемые результаты реализации проекта - Создание в групповой комнате мини – музея «Куклы в национальных костюмах» с разновидностями экспонатов, в том числе экспонатов, выполненными родителями.
- Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с педагогом.
- Умение устанавливать причинно – следственные связи между событиями.
- Расширение кругозора детей, систематизация и закрепление их знаний о разновидностях национальных костюмов, особенностях их орнамента.
- Плодотворный результат по художественному творчеству в разных направлениях (рисунок, аппликация, лепка)
- Развитие творческих способностей детей.
- Приобщение детей к изобразительному искусству. - Развитие монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение её эпитетами, новыми словами и выражениями.
- Развитие интереса у детей к художественной и познавательной литературе.
- Развитие интереса к музеям.
- Умение составлять описательные рассказы о кукле в национальном костюме.
- Совместная творческая деятельность детей и родителей.
Продукт проектной деятельности Мини – музей «Куклы в национальных костюмах» с различными экспонатами по теме «Куклы в национальных костюмах»
- Составление альбома ««Национальные костюмы разных народов мира» с детскими рисунками, аппликацией, раскрасками.
Содержание образования по приоритетному направлению воспитания дошкольников
Занятия для детей старшего возраста проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 20-25 м.
Презентация проекта - Приглашение детей из других групп, педагогов и родителей посетить мини – музей «Куклы в национальных костюмах».
- Консультация для педагогов «Мини – музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями».
Разработчик
проекта Подрезова Надежда Геннадьевна
Пояснительная записка
Наша дружба, наша вера.
С нами будет навсегда,
Наша сила, наша воля.
Не погибнет никогда!
И пока на белом свете
Солнце светит нам во след,
Россияне, всем желаем.
Быть едиными навек!
Сегодня ситуация такова, что среди детей и сотрудников в детском саду всё больше становится мигрантов. В нашем педагогическом коллективе есть русские, молдаване, украинцы, лезгины, татары, башкиры и т. д.. Национальности детей ещё более обширны: русские, украинцы, молдаване, армяне, таджики, азербайджанцы, чеченцы, грузины. Работу по поликультурному воспитанию надо проводить обязательно и начинать надо с детей и их родителей. К сожалению, уровень знаний по данному вопросу очень низкий, нет достаточного количества пособий, литературы. А ведь ещё не так давно, работа по поликультурному воспитанию велась очень активно. Сохранились костюмы, пособия, но, увы, их состояние оставляет желать лучшего. Работу приходится начинать почти с нуля, но это не пугает. Главное, желание и творческий подход. И мы, воспитатели средней группы начали эту работу с детьми и их родителями. Так как наша группа считается самой интернациональной - в нашей группе дети разных национальностей – 12 – национальностей. И на первом же родительском собрании в этом году мы с родителями решили, что мы создадим в нашей группе мини-музей «Куклы в национальных костюмах», который поможет нашим детям более глубоко познакомиться с национальным костюмом того или иного народа, который поможет воспитатель в детях дружелюбие между разными нациями. И это нам удалось, дети с удовольствием принимают участие в непосредственно-образовательной деятельности, играют в различные национальные игры и главное стали дружными.
- Подбор места для создания мини – музея в групповой комнате.
- Подбор экспонатов в мини – музей «Куклы в национальных костюмах».
- Покупка фарфоровых кукол в национальных костюмах.
- Специально подобранная литература на тему «Куклы в национальных костюмах»
-Подборка сказок «Сказки разных народов мира».
- Подборка подвижных игр «Игры разных народов мира»
- Приготовление материалов для художественного творчества (цветная бумага, картон, клей, карандаши, гуашь, акварель, восковые мелки.)
Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывали содержание экскурсий по своему музею.
Организационный компонент. Реализация проекта.
Познание.
Формирование целостной картины мира.
- Знакомство с понятиями «музей», «музейная культура».
- Знакомство с разновидностями музеев, их значении, правилами поведения в них.
- Знакомство с «музеями одного предмета», их историческим значением.
- Знакомство с понятием «экспонат» музея.
- Знакомство с разновидностями разных национальных костюмов народов мира. (история, орнамент)
Художественное творчество.
- «Московская губерния» (аппликация)
- «Разукрасим татарский фартук» (рисование)
- «Узбекский свадебный костюм» (аппликация)
Социализация.
Сюжетно-ролевые игры: «Мы ходили в музей»
Дидактические игры:
«Оденем куклу в русский народный костюм»
«Подбери головной убор»
«Собери костюм»
Чтение художественной литературы.
- Беседы о музеях, их значении, правилах поведения в них.
- Башкирская сказка «Алп Батыр»
- Татарская сказка «Бедняк и два бая»
- Бурятские сказки «Богатырь Байкал»
Коммуникация.
- Беседы о музеях, их значении, правилах поведения в них.
- Беседы о экспонатах нашего мини – музея «Куклы в национальных костюмах», обсуждение, куда и как лучше их расставить, расположить.
Труд:
- Организация выставок детских работ.
- Оформление мини – музея «Куклы в национальных костюмах».
- Изготовление экспонатов в мини – музей.
Безопасность.
- Беседы о правилах поведения в общественных местах.
- Беседы о правилах поведения в нашем мини – музее. Дети знают, что самостоятельно заниматься они могут только с теми предметами, которые доступны для них, рассм. бьющихся экспонатов – только в присутствии педагога.
Совместная деятельность детей и родителей.
Подбор экспонатов и литературы по теме в мини – музей «Куклы в национальных костюмах».
Месяц Формы работы с детьми Формы работы с родителями
Октябрь
1. «Музей – что это?»
2. «Экспонат - что это?» 1. Анкетирование «Что такое музей и нужен ли он нашим детям»
2. Консультация «Мини-музей в детском саду»
Ноябрь
1. «Путешествие в прошлое одежды»
2. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» 1. Организация работы в создании в группе мини-музея «Куклы в национальных костюмах»
2. Конкурс «Одень куклу в свой национальный костюм»
Декабрь
1. «Народная игрушка-кукла-самоделка»
2. Наша кукла Дуня в сарафане.
1. Оформление уголка для мини-музея «Куклы в национальных костюмах»
2. Вручение грамот за помощь в создании мини-музея «Куклы в национал. костюмах» в группе.
В качестве основного средства воспитания используются все компоненты народной культуры : фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки. Именно они позволяют понять детям основные нравственные правила и идеалы, понимание добра, зла, нормы общения.
Мы предполагаем, что при таком подходе к процессу нравственно-патриотического воспитания, когда народная культура является естественной точкой отсчета и расширение круга познания детей, будет способствовать формированию их характера, интересов, нравственности и патриотизма, что дети будут чувствовать психологическую защищенность в мире взрослых, и свое существование в инокультурной среде воспринимать как комфортное.
Программно-методическое обеспечение:
1. Косарева В. Н. Народная культура и традиции. – Волгоград, 2012 г.
2. Коллекция «Куклы в народных костюмах». Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН и ООО Этноконсалтинг.
3. Андреева А. Ю. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб: Паритет, 2005 г.
4. Богатеева З. А. «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях» - Москва «Просвещение», 1986г.
5. Народная культура и традиции : занятия с детьми 3-7 лет\ автор – сост. В. Н. Косарева. -Волгоград: Учитель, 2012г.
6. Кенеман А. В. 'Детские подвижные игры народов СССР' - Москва : 'Просвещение', 1988 - с. 239
7. Бурятские сказки - https://skazki.yaxy.ru/235.html
8. Народные подвижные игры - https://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000019/st131.shtml
9. Журнал «Куклы в народных костюмах»