Татаурова Марина Михайловна
Мини-музей «Музей старины» Руководитель: Татаурова Марина Михайловна
▼ Скачать + Заказать документы
Мини-музей Руководитель: Татаурова Марина Михайловна
узейная педагогика в детском саду
Здание нашего детского сада можно заметить издалека. Среди присыпанных легким пушистым снегом улиц, деревьев и домов, оно сразу бросается в глаза, потому что и ворота, и постройки, и веранды на участках излучают волшебный, сказочный, яркий радужный свет.
Публикация «Мини-музей „Музей старины“ Руководитель: Татаурова Марина Михайловна» размещена в разделах
С первых дней пребывания в детском саду дети чувствуют доброту, справедливость окружающих, ведь рядом всегда спокойные, уравновешенные, находящие разумный выход из любой ситуации, мудрые и опытные педагоги. А работают в коллективе неугомонные творческие люди.
Даже маленький музей в группе, приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус. Введение ребенка в мир искусства, формирование у него художественной культуры, понимание языка в искусстве.
Достижение наилучшего результата здесь напрямую связано с умением педагога. Занятия по музейной педагогике знакомят детей с произведениями народной музыки, традициями, бытом, создавая условия для творческой деятельности, приобщает их к русской культуре и творчеству. Вся работа носит системный характер.
Проект «Музейная педагогика» – это творческая деятельность педагога, который знакомит дошкольников с краеведением, и педагогического коллектива детского сада - педагога по изодеятельности и ручному труду, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре и педагога по фольклору. Благодаря этому творческому тандему, музейная педагогика успешно развивается в нашем детском саду.
Цели:
1. Формировать гражданско-патриотические чувства у детей
2. Создать целостную картину мира на основе знакомства с экспозициями музеев.
3. Расширить кругозор; воспитать познавательные интересы и способности.
4. Помочь детям овладеть навыками поисковой, исследовательской деятельности.
5. Приобщить ребенка к миру народного (декоративно-прикладного) и изобразительного искусства.
6. Обогатить представления детей о разнообразных произведениях русского народного декоративно-прикладного искусства, о его назначении и особенностях.
7. Развивать художественное восприятие, воображение, образное и ассоциативное мышление ребенка и обогащать его словарь.
8. Воспитывать культуру поведения в общественных местах.
План-работы мини-музея «Музей старины»
(младший возраст)
МЕСЯЦ ТЕМА ЗАНЯТИЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Сентябрь “Знакомство с музеем” Дать детям представление о том, что такое музей. Придумать мини музей в группе.
Октябрь “Русская матрешка ” Знакомство детей с
Русской матрешкой (музей группы№2)
Ноябрь “Русская печка” Знакомство с традициями народного быта (печка в избе) видеофильм.
Декабрь
Январь “Народный костюм”
«Дед Мороз и снегурочка» Знакомство с народным костюмом
(музей в гр №6)
Знакомство с фольклорными персонажами.
Февраль “Русские потешки ” Знакомство с русским фольклором, бурятским бытом
Март “Русские музыкальные инструменты - ложки” Знакомство с традиционными русскими музыкальными инструментами (Ложки) - видеозаписи
Апрель “Богородская деревянная игрушка” Знакомство с предметами декоративно – прикладного искусства
Май “Знакомство с народной сказкой - Снегурочка” Приобщение к народным традициям.
Июнь “Народные игры” Приобщение к истории народной игры – Спортивный досуг (видеофильм Богатырские игрища)
Август “Отчетная выставка в музее”
Родительское собрание Минимузей «Народная игрушка и дети»
«Музейная педагогика и ее воспитательное и развивающее значение»
ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Средняя группа (второй год обучения)
Цели Музея декоративно-прикладного искусства:
Цели:
1. Формировать гражданско-патриотические чувства у детей
2. Создать целостную картину мира на основе знакомства с экспозициями музеев.
3. Расширить кругозор; воспитать познавательные интересы и способности.
4. Помочь детям овладеть навыками поисковой, исследовательской деятельности.
5. Совершенствовать образовательный процесс средствами основного и дополнительного образования.
6. Приобщить ребенка к миру народного (декоративно-прикладного) и изобразительного искусства.
7. Обогатить представления детей о разнообразных произведениях русского народного декоративно-прикладного искусства, о его назначении и особенностях.
8. Научить различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам.
9. Сформировать «образ музея» как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения разнообразной направленности (исторические, художественные, профильные и т. д.)
10. Развивать общие познавательные способности детей: способность наблюдать, описывать, строить предположения, находить причины и следствия событий, происходящих в историко-географическом пространстве, сравнивать свой образ жизни с образом жизни и других людей, живших в
другом времени или в другом географическом пространстве, выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры.
11. Развивать художественное восприятие, воображение, образное и ассоциативное мышление ребенка и обогащать его словарь.
12. Воспитывать культуру поведения в общественных местах.
МЕСЯЦ ТЕМА ЗАНЯТИЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Сентябрь “Знакомство с музеем ” Закрепить знания детей о том, что такое музей, экскурсия в музей.
Октябрь “Прялка и веретено” Развитие интереса к культуре русского народа через знакомство с бытом, традиционными занятиями - Рукоделие
Ноябрь Знакомство. Церковь Экскурсия к священным местам
Декабрь Знакомство Дацан Экскурсия к священным местам
Январь “Игрушки-небалушки” Знакомство с обрядовыми куклами
«Изготовление тряпочных кукол для Минимузея.
Февраль “Чудо – жилище - “Русская изба” «Юрта» Знакомство с традициями народного быта Интерьер русской избы. Интерьер бурятской избы- юрта
Март “Филимоновская игрушка” Знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства
Апрель “Знакомство с музеями космонавтики ” Знакомство с «Планетарием» и
«Музеем космонавтики».
(Музей группы №1)
Май «Из солнечного июня в пекло войны»
Приобщение к истории села
Июнь “Игры наших предков”
Знакомство с народными играми и игрушками. Подготовка экспозиции к Мини выставке «Чудо – игрушки …
Чудо – народа» Изготовление игрушек из Веток, соломы и травы для экспозиции музея.
Август «Чудеса природы»
Заседание педагогов и родителей на тему
«Музей и дети» Экспозиция «Воспоминания о лете»
Изготовление поделок из овощей, трав, цветов и природного материала.
Галерея детских работ.
Постановка задач на новый учебный год по направлению Музейная педагогика.
ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКА
Старшая группа (третий год обучения)
Цели:
1. Формировать гражданско-патриотические чувства у детей
2. Создать целостную картину мира на основе знакомства с экспозициями музеев.
3. Расширить кругозор; воспитать познавательные интересы и способности.
4. Совершенствовать образовательный процесс средствами основного и дополнительного образования.
5. Приобщить ребенка к миру народного (декоративно-прикладного) и изобразительного искусства.
6. Обогатить представления детей о разнообразных произведениях русского народного декоративно-прикладного искусства, о его назначении и особенностях.
7. Сформировать «образ музея» как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения разнообразной направленности (исторические, художественные, профильные и т. д.)
8. Развивать общие познавательные способности детей: способность наблюдать, описывать, строить предположения, находить причины и следствия событий, происходящих в историко-географическом пространстве, сравнивать свой образ жизни с образом жизни и других людей, живших в другом времени или в другом географическом пространстве, выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры.
9. Развивать художественное восприятие, воображение, образное и ассоциативное мышление ребенка и обогащать его словарь.
10. Воспитывать культуру поведения в общественных местах.
МЕСЯЦ ТЕМА ЗАНЯТИЙ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ
Сентябрь “Знакомство с музеем” Дать представление о том, что такое музей, какие бывают музеи, какое у них назначение, для чего люди ходят в музеи.
Октябрь “Обрядовая кукла” Знакомство с обрядовыми куклами, их назначение, видеофильм «Обрядовые куклы» - изготовление обрядовых кукол для мини музея.
Ноябрь “Кузнечное дело” Знакомство с традиционными ремеслами: знакомство с ремеслом «Кузнец».
Декабрь “Храмы и церкви села Знакомство с понятием “архитектура”
Дать детям знания об особенностях церковной архитектуры, видео путешествие по храмам и церквям
Январь “Народный костюм” Знакомство с народным костюмом.
Видео путешествие по русским губерниям, история народного костюма,
Конкурс на самый красивый народный костюм, головной убор, подготовка выставки-экспозиции.
Февраль Видео экскурсия в музей вооруженных сил к 23 Февраля;
Выставка семейных работ «Наша Армия непобедимая»
Март Интерьер “Русская изба” Знакомство с традициями народного быта: посуда, занавески, скатерти, подзорки, вышивка, коврики. Конкурс семейных работ «Чудо - Вышивка»
Апрель «Видео путешествие в музей Космонавтики»
Май «Видео экскурсия в музей Воинской славы»
Экскурсия в музей Военной части (к 9 Мая)
Июнь
Народные игрушки: «Матрешка», «Филимоновская игрушка», «Дымковская игрушка», «Богородская игрушка»,
Рекомендации родителям
1. Каждый ребенок, имеющий интеллект, даже если он еще мал, способен понимать прекрасное. Водите своих детей в музеи, на выставки. С Вашей помощью малыш обязательно поймет красоту человека, природы, красоту творения рук человеческих, станет маленьким ценителем таланта художника.
Музей, как средство воспитания.
Программа детского сада рассматривает духовно-нравственное воспитание как «воспитание у ребёнка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к своей семье, родному дому, краю, городу (посёлку, Родине, уважение к людям разных национальностей, государственной символике (гимну, флагу, гербу Российской Федерации)». В статье18 ФЗ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».