Елена Новикова
Мини-музей «Культура и быт народов России»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила Методист МАДОУ «Црр-детский сад №46»
Новикова Елена Николаевна
Мини-музей "Культура и быт народов России"
В рамках организации и проведения Фестиваля «Дружбы народов» был организован мини-музей "Культура и быт народов России" при помощи родителей и педагогов ДОУ для детей с 5-7 лет, музей пополнялся и функционировал на протяжении февраля месяца.
Публикация «Мини-музей „Культура и быт народов России“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Моя Родина Россия
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» март 2023
Аннотация. «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э. К. Суслова
Пояснительная записка
Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в
развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые
качества личности, формируется система духовно-нравственных ценностей,
происходит накопление ребенком знаний и социокультурного опыта. Сейчас в стране очевидным является не только экономический кризис, но и кризис
воспитания подрастающего поколения. Дети в нашей повседневной жизни
окружены современными ритмами и искаженными реалиями компьютерной жизни; нарушились этические нормы и правила поведения в обществе, забываются родные корни, исторические события, дружеское отношение и толерантность к народам соседствующими с нами.
Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, сформировать нравственные устои и патриотические настроения, в противном случае, уход от своих исторических корней ведет к без духовности народа.
Формирование основ народной культуры должно носить комплексный
характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, в детском саду и дома.
Дети в настоящее время недостаточно получают информацию о культуре и
традициях народов, живущих в России, поэтому, мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам многонациональной культуры в нашем ДОО, использовали разные формы работы с детьми и родителями. Например, ежегодной традицией стало проведение Фестиваля «Дружбы народов России» для детей 5-7 лет, в этом направлении велась работа по взаимодействию ДОУ с родителями. На данный момент, работу по приобщению старших дошкольников к истокам дружбы национальностей, проживающих в России мы организуем по средствам мини – музея.
В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а в нашем совместном «детище» он — соавтор, обычно в музеях трогать ничего нельзя, а в нашем мини-музее не только можно, но и нужно!
В детском саду так устроен музей, что его можно посещать каждый день, самому менять экспозиции. Причем не только сам ребёнок является активным деятелем-создателем музея, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Наш мини-музей —стал результатом общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Сущность создания мини – музея состоит в реализации направления «Музейная педагогика» в детском саду, обогащении предметно – развивающей среды ДОУ, обогащении воспитательно – образовательного пространства новыми формами.
Важной особенностью мини – музеев в ДОУ является участие в их создании детей и родителей (подбор экспонатов, материалов для изготовления игр и атрибутов идр.).
Практическая значимость создания мини – музея заключается в возможности
применения его в повседневной практике любого образовательного учреждения.
Работа в мини – музее увлекает детей, стимулирует их творческую активность, развивает познавательные интересы.
Как показывает практика, в мини - музее каждый ребенок имеет возможность
познакомиться с экспонатами, взять их в руки, рассмотреть, понять, как и из чего они сделаны, и попробовать их в действии, задать вопрос педагогу (к тому же, любой предмет музея может подсказать тему для интересного разговора). Полный цикл познания предмета культуры помогает развивать у дошкольников не только необходимые навыки мышления, наблюдательности, но и умение сопоставлять прошлое и настоящее, способствует формированию исторической памяти и уважения к труду мастеров. НОД- встречи в музее включат в себя знакомство: с различными народными играми, сказками, музыкой, потешками, предметами ремесла и быта, а также национальной посуды и костюма и другими формами народного творчества, а это значит, что музейные занятия будут способствовать обогащению словарного запаса воспитанников, развитию чувства юмора, способности самовыражения, созданию доброжелательной атмосферы и охотному посещению мероприятий в музее.
Цель: приобщение старших дошкольников к истокам русской народной
культуры посредством организации мини – музея в нашем ДОО;
Задачи:
Образовательные:
1. Формирование и систематизация знаний у детей о быте, народных традициях, фольклоре и народных промыслах народов, проживающих на территории России;
2. Обогащение и активизация словаря через использование разных форм
народного фольклора разных национальностей;
Развивающие:
1. Развитие внимания, памяти, воображения, монологической речи и
коммуникативных умений;
2. Развитие интереса к художественному творчеству;
3. Развитие личностных качеств: доброта, милосердие, умение сопереживать,
помогать, защищать и т. п.
Воспитательные:
1. Воспитание уважения к обычаям и традициям старины через бережное
отношение к старинным вещам, предметам народных промыслов;
2. Формирование интереса к культуре современного искусства дружбы народов, желания узнавать новое об истории своего народа.
Принципы организации мини-музея в ДОО :
Основные принципы организации мини-музея самым непосредственным образом вытекают из общих современных требований к педагогическому процессу:
Принцип интеграции, способствующий реализации интегрированного
подхода в обучении. Содержание мини-музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т. п. ;
Принцип ведущей деятельности, дающий возможность реализовать разные
виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу. Дети
могут играть с экспонатами, дополнять музей собственными работами,
создавать экспонаты непосредственно в мини-музее;
Принцип природосообразности, учитывающий при организации мини-музея психофизиологические особенности детей дошкольного возраста и
создающий условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;
Принцип культуросообразности, способствующий приобщению
дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к природе, к культуре, к другим людям и к себе) через освоение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры;
Принципы динамичности и вариативности, позволяющие постоянное
обновление и дополнение экспозиции музея, исходя из намеченной тематики.
Экспонаты музея мобильны, т. е. в рамках музейной работы будут проводиться мероприятия в групповых помещениях, в музыкальном зале, на улице;
Принцип учета регионального компонента, отражающий с помощью
экспонатов историческое, географическое, природное, культурное разнообразие окружающего мира;
Принцип непрерывности, позволяющий считать мини-музей частью
образовательного пространства детского сада (тематика встреч связана с
системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, а деятельность
ребенка в нём отражает тематику НОД, экскурсий, прогулок, праздников и т. п.).
Профиль мини – музея : познавательно – творческий.
Участники: воспитанники старших и подготовительных групп и их родители,
воспитатели групп;
Виды деятельности: экспозиционная, познавательная, художественно –
творческая, игровая;
Формы работы:
организация экскурсий – встреч;
тематические мини - посиделки (связанные с календарными праздниками,
обрядами и традициями русского народа)
викторины
конкурсы загадок
путешествия в прошлое вещей и предметов
мастер – классы.
Сроки работы мини – музея : январь-февраль 2022
Этапы:
Подготовительный: январь (изучение методической и научной
литературы, анализ условий, предъявляемых к организации мини – музеев в детском саду и необходимых для результативности данной формы работы, постановка цели и задач, разработка содержания, создание предметно – пространственной среды для мини – музея);
Практический: 1-2 неделя февраля (сбор экспонатов в соответствии с темами, подбор игрового, художественного и музыкального материала, проведение мероприятий в мини – музее по плану)
Заключительный:3-4 неделя февраля (систематизация материалов по работе мини – музея, обмен опытом с другими педагогами).
Предполагаемый результат при проведении работы в мини – музее :
Повышение у детей уровня знаний о музее; формирование у них интереса к
народной культуре разных национальностей, к ее прошлому и настоящему; развитие познавательной и творческой активности;
Активное участие родителей в совместной с детьми познавательной и
творческой деятельности, проявление заинтересованности в формировании у
своих детей чувства патриотизма и любви к Родине;
Получение педагогами дополнительных знаний о культуре русского народа, овладение практическими навыками в организации работы мини – музея.
Оборудование:
-альбомы «Национальные костюмы разных народов мира» с детскими рисунками, аппликацией, раскрасками; «Наш любимый город Пермь», «Достопримечательности родного города», «Достопримечательности и культура дружественных народов : татары, киргизы, коми-пермяки, азербайджанцы, армяне и тд», «Пермский край», «Знаменитые художники, музыканты, скульпторы и тд. родного города», «Родовое древо» и тд.
-
коллекция фарфоровых кукол ручной работы в оригинальных достоверно воссозданных национальных костюмах, разных народов России
-подбор художественно-публицистической литературы разных народов,
-куклы обереги и материал для мастера класса по их изготовлению,
-национальная посуда, утварь, предметы быта и ремесла разных народов,
-костюмы и атрибуты для детей созданные родителями,
-национальные игры и игрушки, созданные детьми