Сардана Данилова
Мини-музей как средство формирования ценностного отношения к родному краю у детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Мини-музей как средство формирования ценностного отношения к родному краю у детей 6-7 лет»
Актуальность. Педагогическая парадигма, возникающая на стыке двух веков и определяющее содержание современного образования, ориентирована на гуманизацию процесса воспитания и обучения.
Объект исследования: процесс формирования ценностного отношения к родному краю у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические основы деятельности мини-музея дошкольной образовательной организации.
Публикация «Мини-музей как средство формирования ценностного отношения к родному краю у детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально выявить эффективность мини-музея дошкольной образовательной организации как средства формирования ценностных отношений к родному краю у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: Музей выступает средством воспитания и социализации личности ребенка. Деятельность музея дошкольной образовательной организации будет эффективным при условии, если:
1. Организовать системы музейных занятий для воспитанников по изучению родного края;
2. Использовать активные методы обучения, такие как диалог, моделирование, ролевые игры, театрализация, этнопедагогические приемы воспитания и пр. ;
3. Вовлекать в педагогическую работу родителей, общественность.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Выявить педагогические условия формирования ценностного представления о родном крае у детей 5-6 лет посредством мини музея дошкольной образовательной организации.
3. Выработать методические рекомендации по организации музея дошкольной образовательной организации.
Методы исследования:
- Анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- Педагогический эксперимент;
- Педагогическое наблюдения и изучение личности ребенка;
- Педагогическое моделирование образовательного процесса;
- Беседы с родителями.
Новизна исследования. В исследовании разработаны и обоснованы педагогические условия формирования ценностных представлений о родном крае у детей 6-7 лет посредством мини музея в условиях ДОУ; определены образовательно-воспитательные возможности мини музеев; описаны педагогические основы деятельности мини музеев дошкольных образовательных учреждений, определены содержание, формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в условиях мини музея.
Практическая значимость исследования: разработанные методические рекомендации и материалы исследования помогут практикующим педагогам в организации оптимальных педагогических условий формирования ценностных представлений о родном крае.
Организация исследования: базой исследования явились МБДОУ «Сарыал» с. Хаты Нюрбинского улуса РС (Я) и МБДОУ «Сардана» с. Малыкай Нюрбинского района РС (Я).
Музеи выступают хранилищами исторической памяти народа. Приобщение к музейному делу, к историко-культурному наследию страны, региона, народа создает условия для всестороннего развития личности подрастающего поколения, формирует основу духовно-нравственного воспитания личности ребенка. В этой связи велика роль музеев в социализации и формировании ценностного отношения к родному краю у дошкольников.
Экспонаты музеев представляют собой общенациональные, общечеловеческие ценности, которые сближают, роднят духовные цели разных народов, религий, эпох. В образовательном пространстве сосредотачивается в один момент жизнь и творчества многих поколений людей. Рассматривая экспонаты, переживая и сочувствия, ребенок чувствует себя частью культуры, тем самым усваивает представления, идеалы и ценности своего народа, края, страны.
Воспитательно-образовательные возможности музеев, как культурно-исторических центов широко. Социальная значимость педагогической деятельности музеев позволило выделить музейную педагогику в одну из составных частей культурологического образования. На сегодняшний день формы, методы и приемы музейной педагогики вошли в практику педагогической работы педагогов всей отечественной образовательной системы. Реализуются музейные образовательные программы на всех уровнях, создаются музеи образовательных учреждений, в том числе мини музеи дошкольных образовательных организаций.
Для того, чтобы определить исходный уровень сформированности ценностного отношения к родному краю у дошкольников были определены следующие методики исследования:
1. Включенное наблюдение во время экскурсии и опрос.
2. Анкетирование «Знаю ли я историю и культуру родного края?»
3. Рисуночный тест (по Е. Ю. Александровой)
Методика №1. Основным методом исследования явилось включенное наблюдение в условиях посещения музея детского сада и села.
Цели:
1. Выявление особенностей развития элементов музейной культуры у детей;
2. Изучение направленности интереса дошкольников на историю и культуру родного края посредством музейных экспонатов.
Детям предлагалась обзорная экскурсия по музею детского сада «Дьеhегей о5ото». В ходе обзорной экскурсии у детей формируется общее представлении об истории родного села, о быте и культуре предков, рассказываются интересные факты и события об экспонатах музея.
Результаты экспериментальной и контрольной групп не отличаются. Так в экспериментальной группе высокий уровень направленности интереса к изучению истории и культуры родного края обнаруживается у 20% детей, средний – 30%, и низкий уровень наблюдается у половины исследуемых, 50% дошкольников.
В контрольной группе 20% детей обнаруживают высокий уровень направленности интересов на историю и культуру родного края, такое же количество детей, 20%, - средний уровень и у 60% дошкольников наблюдается низкий уровень направленности интереса.
Методика №2. Анкета
1. Как называется наша страна?
2. В какой республике ты живешь?
3. Что значит «любить свою Родину»?
4. Если к тебе приедут гости издалека, какое интересное место в родном селе ты им покажешь?
5. Расскажи про родное село?
6. Какие народные традиции и праздники ты знаешь? На какой праздник ты бы пригласил (а) своего гостя?
7. Чем занимались наши предки?
8. Знаешь ли ты историю своей семьи? Чем занимались бабушки и дедушки, прабабушка и прадедушка?
9. Какую пользу ты хочешь принести своему селу?
Беседа и анкетирование проводились индивидуально. Ответы детей отмечались баллами : полный ответ – 2 балла, неполный, неточный ответ, с подсказки взрослого – 1 балл, отсутствие ответа, неверный ответ – 1 балл.
Опрос детей показал, что 50% имеют представление о музее как месте сбора разных интересных вещей и предметов; 30% считают, что в музей можно приходить и смотреть; 20% детей указала, что в музее можно узнать много интересного об экспонатах, узнать разные истории и познакомиться с жизнью предков.
Методика № 3. Рисуночный тест. Детям предлагалось рисовать свое село.
Преимущество рисуночного теста – информативность, простота в организации, занимает мало времени и не требует специальных материалов. Дополнительным достоинством рисуночных методов является их естественность и близость к обычным видам человеческой деятельности.
В результате проведения диагностики исходного уровня выяснилось, что 2 детей из экспериментальной и 1 ребенок из контрольной группы имеют высокий уровень представлений и отношений к родному краю, 30% детей из экспериментальной и 50% детей контрольной группы – средний, 50% детей экспериментальной и 40% контрольной группы обнаруживают низкий уровень.
На формирующем этапе исследования мы разработали Программу формирования ценностного отношения к родному краю у детей 6-7 лет средствами мини музея детского сада.
В нашем детском саду одна комната полностью переоборудована в этнографический мини музей. Комната оформлена в национальном стиле. В мини музее представлены следующие тематические экспозиции: «Якутский балаган», «Времена года», «Край мой родной», «Посуда и утварь», «Национальные игры», «Национальная одежда», «Аал Луук Мас». Среди экспонатов - макет деревни, различные атрибуты промысловой деятельности народа.
Программа направлена на формирование и развитие духовно-нравственной культуры дошкольников на основе познавательных интересов, самостоятельной творческой деятельности.
Музейные занятия способствуют формированию эмоционально-оценочных действий в изучении истории и культуры родного края, умению передавать свои переживания, эстетические и этические чувства, формированию представлений о своей личной причастности в истории и культуре родного края.
Музейные занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, и включают в себя 1 период непосредственной образовательной деятельности в неделю.
В конце Программы мы организовали большой семейный праздник «Остуол оонньуулара», где семьи приняли участие в конкурсе по трем видам настольных игр: хабылык, хаамыска и тырыынка. Для родителей была организована выставка детских портфолио. По итогам каждых мероприятий родители с детьми делали отчет с фотографиями на листе форматом А4, которая вшивалась в специальный альбом.
Сравнительный анализ по итогам констатирующего и контрольного этапов исследования выявил положительную динамику в формировании ценностного отношения детей экспериментальной группы. Так по итогам диагностики можно утверждать, что у 50% детей экспериментальной группы высокий уровень развития, у 50% - средний. В контрольной группе у 10% детей - высокий уровень, у 60% детей – средний и у 30% детей установлен низкий уровень сформированности ценностных отношений к родному краю.
Таким образом, мы отмечаем высокую результативность и эффективность мероприятий формирующего этапа исследования. Музейные занятия способствовали формированию и развитию следующих качеств личности дошкольников, отражающих ценностное отношение детей к родному краю :
Устойчивого познавательного интереса к истории родного села, народным традициям и обычаям;
Понимания ценности семьи, родных мест в жизни каждого человека;
Уважительного отношения к старшим, умения вести диалог, делиться своими суждениями и впечатлениями;
Бережного отношения к природе родного края;
Следования народным этическим нормам и правилам половозрастного общения, поведения, этикета.
Опытно-экспериментальная работа выявила эффективность разработанной Программы формирования ценностного отношения к родному краю у детей 6-7 лет средствами мини музея детского сада. Основной формой реализации Программы явились музейные занятия. Музейные занятия способствовали формированию эмоционально-оценочных действий в изучении истории и культуры родного края, умению передавать свои переживания, эстетические и этические чувства, формированию представлений о своей личной причастности в истории и культуре родного края. Система занятий запланирована по трем блокам: изучение истории своей семьи, родного села и бережного отношения к природе родного края.
Таким образом, проведенная опытно-экспериментальная работа, результаты диагностики, сравнительная характеристика уровня сформированности ценностных отношений к родному краю детей экспериментальной и контрольной групп позволили обосновать эффективность разработанной Программы.