Кокотова Ираде Магамедовна
Мини-музеи как одна из форм взаимодействия ДОУ с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
КокотоваИ. М. ,
Первая квалификационная категория
воспитатель МАДОУ Детский сад 32,
Г. О. Полевской.
Мини-музеи как одна из форм взаимодействия ДОУ с семьей.
«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье…» «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина…» решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
(Василий Александрович Сухомлинский)
Публикация «Мини-музеи как одна из форм взаимодействия ДОУ с семьей» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Актуальность. Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании» ст. 18. п. 1определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания патриотизма. Дошкольный возраст имеет свои возможности для развития ценностного отношения к малой и большой Родине. Любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней, выступают компонентами воспитания патриотических чувств у дошкольников.
В каждой семье должны быть занятия, которые с удовольствием выполняются вместе, и которые становятся неотъемлемой частью жизни.
Семейный отдых – немаловажный способ укрепления семьи, а такое полезное мероприятие как посещение музеев с детьми, к тому же, поможет семье расширить кругозор, научит понимать и ценить искусство.
Музеи – замечательные помощники для тех мам и пап, которые хотят расширить кругозор своего ребенка. Приобщать детей к музею можно, начиная с трехлетнего возраста. В 5-7 лет у ребенка совершенствуются процессы узнавания, сравнения (анализа и синтеза). Свои впечатления дети высказывают, опираясь на собственные чувства и личный опыт. Спешат поделиться открытиями со сверстниками и взрослыми, пытаются создать свой мир красоты.
В нашем городе очень много разнообразных музеев: таких как музей «Малахитовая шкатулка», музей «Пограничников славы», музей «Морская слава имени вице-адмирала Храмцова В. М», «Полевской исторический музей», музей «Северская Домна». Прежде чем начать посещать музеи, на родительском собрании проводилось анкетирование «Необходима ли музейная педагогика в развитии вашего ребенка?». По итогам анкетирования выяснилось, что большинство родителей не посещают музеи вместе с детьми, не знакомят их с культурой и традициями малой родины.
Поэтому было предложено родителями составить график совместного посещения музеев с детьми, родителями и педагогами. Были выбраны три музея: музей «Малахитовая шкатулка», музей «Пограничников славы», музей «Морская слава имени вице-адмирала Храмцова В. М»
Музеи боевой славы знакомит детей и родителей с историческим прошлым нашей родины, воспитывает патриотические чувства дошкольников
Музей «Малахитовая шкатулка», знакомит детей с биографией П. П. Бажова, а также с его сказами и красотой родного края.
Родители являются активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями. Родители показывают открытые занятия «О героях ВОВ и близких родственниках, которые участвовали в войне», мастер-классы по созданию необычных игрушек.
Благодаря полученным впечатлениям от музейных экспонатов, у родителей и детей возникает желание создать свои мини-музеи в группе детского сада. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно отражают специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с родителями. За довольно небольшой период времени в группе детского сада был создан мини-музей, в который входит такие экспонаты как военная техника из бросового материала, коллекционирование, народные промыслы, поделки по сказам Бажова, коллекция кукол разных национальностей Урала.
Цель создания мини-музеев :
• привлечь внимание родителей к музеям;
• создание мини-музея, как отражение интересов и проявление инициативы детей;
• обогащение развивающей среды группы, ДОУ;
• использование новых форм работы с детьми и их родителями;
Задачи:
• формирование у дошкольников представления о музее;
• формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
• формирование активной жизненной позиции;
• развитие кративного и логического мышления;
• вовлечение родителей в жизнь группы, ДОУ.
Особенности мини-музея в детском саду :
• участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей;
• ребенок – активный участник оформления экспозиции музея;
• мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их родителей.
Привлечение родителей к участию в совместных музейных мероприятиях является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями, при котором родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса перешли к позиции инициаторов и активных участников.
Проработав пять лет с детьми в детском саду, и основываясь на личном опыте воспитания собственных детей с уверенностью могу заключить: проживание среди исторических зданий, в том числе памятников архитектуры, посещение музеев развивает в детях эстетический вкус, творческое воображение, умение видеть и ценить прекрасное. Став взрослыми мои дети стремятся как можно чаще быть в центре города, следить и участвовать в культурной жизни города: посещать разнообразные выставки, театры, музеи. Раннее приобщение детей к культурным ценностям помогло сформировать правильную грамотную речь, развить воображение, пытливость ума и мышление, усвоить правила этикета, хорошие манеры. Это еще раз подтверждает тот факт, что основы воспитания и творческого развития детей закладывается в дошкольном возрасте при активном участии родителей. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой, но теперь обстановка иная:
- изменилось общение: взаимоотношения стали партнерскими. Уже видно, что родителям интересно в детском саду, они советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник;
- у активных родителей и дети становятся активными.
Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и их родителями. Появилась возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, с воспитателями, творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связанная речь и мышление).
Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОО продолжается. Действующие мини-музей детского сада продолжают обновлять свои экспозиции.
Решив поставленные перед собой задачи, я могу сделать вывод: как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья, так как ценностные установки и атмосфера семьи, ее традиции, культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров.
Наша основная задача - научить родителей правильно применять полученные знания в воспитании детей. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад и семья.
Список методической литературы.
1. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – Москва: ТЦ Сфера, 2009. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
2. Карачунская Т. Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ: Интегрированные занятия/ Под ред. К. Ю. Белой, Т. С. Комаровой. -М. :ТЦ Сфера, 2005.-64с. Виноградова Н. А., Зайчикова А. И, Микляева Ю. В. «Детский сад и молодая семья : основы успешного взаимодействия»/ под редакцией Микляевой Н. В. - Москва, 2010.
3. Волкова Т. А., Чернова А. Н. «Семейный детский сад» в системе государственного дошкольного воспитания и образования. -Москва, Обруч, 2011.
4. Виноградова Н. Ф., Загик Л. В., Куликова Т. А. «Воспитателю о работе с семьёй» – Москва: Просвещение, 1989.
5. Данилова Т. А., Лагода Т. С, Зуйкова М. Б. «Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом» : пособие для практических работников ДОУ. - Москва: АРКТИ, 2005.
6. Тихонова О. А. «Особенности музейной работы с детьми дошкольного возраста».
7. Пантелеева, Л. В. Музей и дети / Л. В. Пантелеева. – М. : Карапуз, 2000. – 256 с. 6. Тихонова, О. А. Дошкольнику о музейной культуре /Маркова Т. А., Загик М. В., Иванова В. М. «Детский сад и семья». Под редакцией Т. А. Марковой. – Москва: Просвещение, 1981. (Библиотека воспитателя детского сада).