Галина Леонова
Мини-музей «Чемодан памяти»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспортные данные мини -музея.
Наименование мини- музея : «Чемодан памяти»
Профиль мини -музея : Военно-патриотический.
Участники мини- музея : дети старшей группы, воспитатели и родители группы.
Цель:
Публикация «Мини-музей „Чемодан памяти“» размещена в разделах
- День Победы. Мини музеи и военные уголки
- Мини-музеи в детском саду
- Музей в чемодане
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
Воспитание гражданско- патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважение к ветеранам средствами музейной педагогики.
Задачи:
• Формировать семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, воспитывать любовь и уважение к родному дому, городу.
• Формировать чувства гордости за достижения страны, вызвать у детей сопереживательные эмоции, уважение к армии.
• Воспитывать гордость за мужество воинов.
• Развивать познавательные интересы (интерес к истории и культуре отечества, родному городу, к доступным явлениям общественной жизни).
• Формировать интерес к коллективной, продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности.
• Развивать внимательность, коммуникативные и творческие способности детей.
Предполагаемые результаты:
Понимание детьми важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека.
• Вызвать интерес к памятникам, к личным предметам героев.
• Вызвать желание узнать больше информации о периоде ВОВ.
• сформировать знания у детей о быте солдата во время ВОВ.
Формы работы в мини-музее «Чемодан памяти»
• Сбор экспонатов, поисковая работа.
• Экскурсии в мини –музей с целью знакомства с историей праздника День Победы, знакомство с экспонатами ВОВ.
• Чтение рассказов о войне, чтение стихов на конкурс чтецов.
• Беседы о героях войны
• Посещение библиотеки на тематическое занятие «9 мая –день Великой победы»
• НОД по ознакомлению детей с историей нашей страны, военной техники, военной одежды.
• Познавательное занятие от Гродековского музея на тему «Военные реликвии»
День Победы – самый главный праздник в нашей стране. Каждый год наша страна отмечает очередную мирную весну. Майский весенний праздник День Победы – любимый и почитаемый в России и других государствах, пострадавших во время Второй мировой войны. Поколение ветеранов уходит, а нам надо сохранить светлую память о героях войны, воспитывать у молодого поколения любовь к Родине и быть достойными их великого подвига. Ветераны – это наши деды и прадеды, которые помнят те военные годы. Год от года их становится всё меньше и меньше. Но каждую весну они выходят 9 мая на улицу с орденами и медалями на груди, встречаются друг с другом и вспоминают былые времена, поминают друзей и близких, погибших в те годы.
Отчет времени
В «Чемодане памяти» собран материал, который нам напомнит о Великой Отечественной войне. Материал собран воспитателями детского сада, родителями детей.
Экспонаты «Чемодана памяти» это фотографии моего дедушки в годы войны. Конечно, многие предметы того времени, мы не в силах найти, но многие экспонаты с годами не меняются - это фляжка, алюминиевая кружка и военный котелок, шлемофон, солдатский котелок с ложкой, ремень, пилотка, каска, тарелка с немецкой символикой, кабура с патронами, вещевой мешок, противогаз, медали ветерана.
Материал собирался по крупицам. Мы надеемся, что собранный материал поможет детям представить события тех лет и осознать подвиг их прадедушек и прабабушек.
Фотографии из прошлого
Война стала большим горем для каждой семьи. В каждой семье был свой герой – живой или погибший. Но он был и остаётся в памяти родных, близких. В каждой семье хранятся фотографии,что связывает с памятью о родных переживших те страшные годы, прошедших по дороге войны и возвратившихся с Победой домой.
Треугольником в годы войны называли солдатские письма.
(Показываю образец фронтового письма детям, затем предлагаю попробовать сделать такой треугольник самим)
Первый предмет, который мы с детьми рассматривали- это солдатский котелок. Он лёгкий алюминиевый, с ручкой, чтобы можно было разогреть еду на огне. Котелок состоит из двух частей – это сам котелок, в который наливали суп, и крышка – её использовали под кашу.
Заглянем снова в наш чемодан. Этот предмет спасал от жажды, это обязательный атрибут солдата, бывало немало случаев, когда «она» спасала солдатам жизнь. Что же это? Это фляжка для воды.
Следующий предмет мини музея – это алюминиевая ложка. Ещё её называли «фронтовая подруга». Узнав об этой удивительной истории ложки, которая была с солдатом на войне, в фашистском плену, помогала ему, оберегала его, спасла ему жизнь.
Алюминиевая ложка так обычна, так проста!
Но солдату эта ложка очень-очень дорога.
С ней солдат не расстаётся на привале и в бою.
Алюминиевая ложка помогает жить ему.
Ведь без ложки и без щей
Будет наш солдат слабей!
А ему слабеть нельзя: за плечами вся страна.
За солдатом вся Россия, и ему нужна та сила!
С автоматом наравне ложка служит всей стране.
Тарелка 1941 года с немецкой свастикой, которая дополнила наш чемодан.
Вещевой мешок армейский с которым когда-то солдаты прошли не одну боевую схватку - очень простая, но при этом весьма функциональная деталь амуниции. На вид, вещмешок напоминает бесформенный рюкзак, изготовленный из плотной ткани расцветки хаки. Горловина мешка закрывается с помощью лямок.
(все вещи в процессе занятия выставляются на столе, чтобы дети могли их рассмотреть, а по окончании занятия – потрогать своими руками.
В нашем чемодане также есть ордена и медали. Посмотрите, как часто встречаются на них звезды, георгиевские ленты. Эти предметы являются символами победы: черно-рыжие полосы Георгиевской ленты символизируют дым и пламя, звезды – героизм воинов и тружеников тыла, а красные гвоздики –слезы тех кровавых страшных лет… Дети с интересом рассматривают медали, которые принадлежали моему дедушке.
Следующий экспонат нашего музея необычен. Это противогаз. Он защищал война от химических отравляющих веществ, применяемый во время военных действий. Массово химическое оружие в годы Второй мировой не применялось. Исследователи говорят лишь о паре небольших эпизодов. Массовый выпуск противогазов начался в 1941 году. При выбросе отравляющих газов должны быть благоприятные погодные условия. А это в свою очередь может вызвать затруднения, ведь атаку нужно производить в определенное время и в определенном направлении, а не тогда, когда создадутся нужные погодные условия. А ведь впоследствии немцы собирались заселять завоеванные территории. тем более не хотели отравлять родную землю.
Рассматривали экспонаты мини-музея.
Экспонаты дети могли потрогать и даже примерить.
Познакомились с Символами победы
Рассказали про подвиги детей - пионеров.
Дети принимали участие в конкурсе чтецов посвященный 78-летию Победы в ВОВ, где заняли призовые места.
В группе оформили ОКНО ПОБЕДЫ
Благодаря мини-музею, у воспитанников сформируется устойчивый интерес к истории страны. «Музей в чемодане» помог практически претворить новые педагогические идеи и методики, стал одним из способов организации образовательной среды и позволяет воспитывать чувство гордости за свою страну. В своем заключении хочу добавить, прошу вас, помните о той страшной войне, помните о каждом ветеране, подарившем вам мир, храните эту память в своем сердце. Ведь пока мы помним о войне, есть надежда, что новой войны не будет.