Марина Борзова
Мифы о расстройстве аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
Мифы о РАС
Не способны чувствовать
Принято считать, что дети с аутизмом ничего не чувствуют, не показывают эмоций, не умеют быть ласковыми и нежными с близкими людьми.
На самом деле: внутри любого ребёнка происходят примерно одинаковые процессы. Дети с РАС умеют злиться, плакать, переживать и сострадать. Отличие в том, что они этого не показывают, поэтому могут казаться равнодушными.
Не смотрят в глаза
Публикация «Мифы о расстройстве аутистического спектра» размещена в разделах
Это заблуждение взаимосвязано с первым: если дети с аутизмом не способны к чувствам, то и в глаза им смотреть бессмысленно.
На самом деле: дети с РАС смотрят как бы сквозь человека, в том числе и как будто сквозь глаза. Они просто не концентрируют внимание.
Гениальны
Бытует мнение, что если у человека аутизм, то он точно воспроизводит карты мира по памяти, умножает пятизначные числа в голове или рассказывает «Войну и мир» наизусть.
На самом деле: частота одарённости среди людей с аутизмом примерно такая же, как у остальных.
Во всём виноваты гены или прививки
Миф зародился в 1998 году, когда в журнале The Lancet вышла статья Эндрю Уэйкфилда, в которой он связал аутизм с прививками. Выборка тогда была всего на 12 человек. Уже через год вышло опровержение с 500 участниками исследования, в 2005-м — с 10 миллионами детей, а в 2011-м — с почти 15 миллионами.
На самом деле: взаимосвязь аутизма с прививками и генами не доказана. Феномен в целом мало изучен.
Когда мы развеяли все мифы, разберёмся, что же это значит на самом деле.
Факты о РАС
Проявления аутизма называют расстройствами аутистического спектра, потому что есть признаки, одинаковые для всех, но они могут проявляться в разной степени. Это и есть спектр — разнообразие в однообразии.
Типичные проявления:
• трудности в социальной коммуникации;
• сложности с обработкой сенсорной информации;
• повторяющееся, стереотипное поведение;
• ригидность, то есть отсутствие реакций на стимулы: например, не одёрнет руку, если его щипать.
На что стоит делать акцент в обучении
Социализация, общение со сверстниками и взрослыми
У ребёнка нет необходимости строить коммуникацию самостоятельно, особенно если он не разговаривает. Поэтому взрослому нужно искусственно создавать ситуации для общения: например, просить передать предмет.
Бытовые навыки
Это то, что необходимо освоить ребёнку до остального обучения. Иногда это единственное, что удаётся ребёнку. Для этого взрослому нужно в буквальном смысле ходить по пятам за ребё нком: рука в руке раскладывать вещи по местам, держать ложку, одеваться.
Коррекция нежелательного поведения
Это может быть нанесение травм себе и окружающим, щипки, укусы, крики. Родителю стоит обратиться к специалисту — дефектологу, который поможет выстроить путь «проблема — объяснение — решение». Самостоятельно добиться корригирующих результатов можно, но, скорее всего, на поиск оптимального пути уйдёт много времени.
Решение, как и где обучать ребёнка, всегда принимают родители (статья 44 федерального закона об образовании в Российской Федерации). ТПМПК может лишь рекомендовать учреждение.