Беленчик Марина
Межполушарное взаимодействие и развитие ребенка
▼ Скачать
Слайд ___
Одной из важных проблем в развитии детей является недостаточность двигательных навыков, недоразвитие мелкой моторики и координации. Изменился наш образ жизни. Телевизор, компьютер, автомобиль, всеобщее внедрение техники в быт сделали человека малоподвижным, вытеснили физическую активность, и, как следствие, сократилась двигательная активность детей.
Публикация «Межполушарное взаимодействие и развитие ребенка» размещена в разделах
Нарушение моторики отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности ребенка, развитии речи, затрудняет овладение письмом. Это может привести к возникновению негативного отношения к учебе. Поэтому, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта.
Слайд ___
КАК И ЗАЧЕМ РАЗВИВАТЬ МЕЖПОЛУШАРНЫЕ СВЯЗИ?
Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то лучше функционирует левое полушарие, у кого-то правое.
Левое полушарие мыслит логически, а правое – творчески. Если полушария взаимодействуют друг с другом слабо, то ведущее берёт на себя основную нагрузку, а другое блокируется.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую целостно работающую систему. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше они будут развиты, тем выше у ребенка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление, восприятие.
Как «подружить» две половинки мозга ребенка? Ответ прост – играть в особенные игры, заниматься «гимнастикой мозга».
Все это натолкнуло меня на работу по систематическому развитию межполушарного взаимодействия у детей.
Слайд ___
Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.
• рисование обеими руками одновременно Слайд ___
• выполнение зеркальных движений Слайд ___
• упражнения на координацию и ловкость движений Слайд ___
• упражнения на ориентацию в пространстве (подвижные игры в группе, на воздухе) Слайд ___
Слайд ___
Улучшают взаимодействие полушарий
здоровьесберегающие технологии:
• пальчиковая гимнастика;
• логоритмика;
• кинезиологические упражнения;
• арикуляционная гимнастика;
• дыхательная гимнастика;
• зрительная гимнастика;
• самомассаж;
• творческие занятия под классическую музыку
Слайд ___
Кинезиология – это наука о развитии нашего головного мозга посредством движений. Кинезиологическими движениями пользовались еще Гиппократ и Аристотель.
Кинезиологические упражнения – это средство активизации межполушарного взаимодействия в работе с детьми. Упражнения несложные, необычные и очень интересные. Их еще называют «гимнастикой мозга».
Слайд ___
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
• занятия проводятся в любое время бодрствования
• занятия проводятся ежедневно, без пропусков
• занятия проводятся в доброжелательной обстановке
• от детей требуется точное выполнение движений и приёмов
упражнения проводятся стоя или сидя за столами.
И они проводятся по определенной схеме.
Сначала делают упражнения – растяжки, (Слайд ___, которые направлены на максимальное напряжение, а затем расслабление определенных мышц.
Затем дыхательные упражнения (Слайд ___, далее подключаются упражнения, сочетающие движение с отслеживанием глазами (глазодвигательные упражнения, затем телесные упражнения (слайд ___) и задания на релаксацию, чтобы снять мышечное напряжение.
Современная психолого-педагогическая практика предлагает множество игр и упражнений для межполушарного развития. Необходимо лишь подобрать оптимальный комплекс упражнений, направленный на решение той или иной задачи.
Н-р, «Нейрогимнастика» : нейродорожки, кинезиологические упражнения, кинезиологические сказки,
«Развитие памяти» : струп-тесты, «Четвертый лишний», «Что пропало?»,
«Симметричное изображение», «Формирование образов».
«Нейродорожки» - развитие мышления через движение, развитие мелкой моторики.
Слайд ___
«Кулачок-ладошка» - развитие мелкой моторики рук ребенка, мышление, внимание, улучшение координации движений.
Слайд ___
«Рисование двумя руками»- развитие мелкой моторики, зрительной координации, внимания, тактильных ощущений
Слайд ___
Больше всего детям нравятся кинезиологические сказки.
Отдельные упражнения в результате систематической тренировки получаются довольно быстро, мы стали внедрять эти сказки в работу. Сказки очень понравились детям. Им интересно, что будет с героями дальше. Дети сами могут поучаствовать в придумывании сказки. Этот вид упражнений дети воспринимают всегда очень эмоционально.
Задание: Рассказывание кинезиологической сказки.
Задачи: совершенствование речевых функций, координации речи с движением, внимания, включается механизм «единства мысли и движения».
Инструкция: ребенку предлагается произносить текст и одновременно производить действия руками, выполняя соответствующее упражнение.
Слайд ___
«Сказка «Друзья»
Можно отметить, что игры и упражнения подтвердили свою эффективность на практике. У многих детей проявляется интерес к результатам выполнения задания. Активизируется познавательная активность. Дети проявляют инициативу в выборе упражнений, игр, пособий, а также повышенную эмоциональность в процессе занятий.