Наталья Капусто
Методы экологического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Этап дошкольного детства является сензитивным для накопления
представлений о разных формах жизни, формирования основ экологического
мышления, сознания, когда закладываются начальные элементы экологической
культуры. Реализация экологического воспитания дошкольников возможна
посредством соответствующих методов воспитательно-образовательной работы
с детьми. Специалисты по дошкольной педагогике подразделяют методы
Публикация «Методы экологического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
обучения на словесные, наглядные и практические. В понятие "педагогический
метод" вкладывается более широкий контекст - не только обучение, но и
организация других видов деятельности, в которых взрослый оказывает на
ребенка воспитательное воздействие. В зависимости от этапа формирования у
детей знаний и навыков выделяют методы прямого воздействия (показ,
объяснение и пр., методы опосредованного воздействия, когда дети проявляют
самостоятельность, и методы проблемного воспитания и обучения, когда
дошкольникам предоставляется возможность самостоятельно изыскивать
способы решения познавательных, игровых и других задач. Вводя понятие
педагогического метода, исследователи концентрируют внимание на новых,
специфических и значимых для дошкольного периода педагогических аспектах:
1) продуктивном взаимодействии воспитателя и детей в любой совместной
деятельности;
2) сочетании в каждой деятельности образовательных и воспитательных
компонентов в их органическом единстве и взаимном дополнении. Очевидно,
что трактовка педагогического метода как целенаправленной совместной
деятельности опирается на положение Л. С. Выготского о зоне ближайшего
развития.
В педагогическом процессе используются как традиционные методы, так и
инновационные. Традиционные методы :
- наглядные (наблюдения, экскурсии в ближайшие экосистемы,
рассматривание картин и иллюстраций, просмотр диафильмов о природе);
- словесные (беседы, чтение художественной литературы о природе,
использование фольклорных материалов);
- практические (экологические игры, опыты, труд в природе).
Наряду с традиционными методами существуют и инновационные методы :
использование элементов ТРИЗ, природоохранные акции, в проведение которых
включают детей старшей и подготовительной группы: «Зеленая елочка —живая
иголочка» (с начала декабря до середины января, «Украсим Землю цветами»
(приурочена ко Дню Земли —22 апреля, панорама добрых дел и др. На
занятиях и в обобщающих беседах используются отдельные приемы
мнемотехники –мнемотаблицы и коллажи. В старшей и подготовительных
группах особо важное значение имеет использование педагогами таких методов,
369
как игровое проблемное обучение и наглядное моделирование. Метод игрового
проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной
деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют
познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску
решений проблемы.
Таким образом, реализация экологического воспитания дошкольников
возможна на основе использования комплекса методов и форм воспитательно-
образовательной работы.
Список литературы:
1. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников : учеб. Пособие
для студ. сред. пед. учеб. заведений \ С. Н. Николаева. – 4-е изд., стер. – М. :
Издательский центр «Академия», 2009___