Наталья Емец
Методы воспитательной работы с девиантными школьниками
▼ Скачать
Одной из главных задач воспитания девиантного школьника является его социальное самоопределение,которое зависит от реализации двух важнейших условий. Во-первых,необходимо обеспечить включенность детей в реальные социальные отношения. Во-вторых,предоставить каждому ребенку возможность самореализации в процессе социального взаимодействия.
Публикация «Методы воспитательной работы с девиантными школьниками» размещена в разделах
Воспитание девиантного школьника может осуществляться только на основе активности самого ребенка во взаимодействии с окружающей средой. Говоря об активности ребенка,следует подчеркнуть,что она существенным образом зависит от его мотивации. Поэтому педагог должен прежде всего опираться на потребности и мотивы ребенка,определять,что является для ребенка главным на данный момент. В процессе воспитания девиантного школьника главное-добиваться ценностно-рефлексивного поведения,которое предполагает самооценку ребенком своего поступка;т. е. основной целью воспитания является формирование у ребенка стремления к самостоятельному перевоспитанию. Воспитание девиантных школьников предполагает включение в его процесс следующих компонентов:
-целенаправленной работы по нравственному просвещению (уроки этики,нравственные беседы,индивидуальные консультации и т. п.);
-актуализации всех источников нравственного опыта школьников (учебная,общественно полезная,внеклассная работа;отношения ученик-классный коллектив,дети-родители,учитель-ученик,учитель-родители);
-введения нравственных критериев в оценку всех видов деятельности и проявлений личности воспитанников;
-оптимального соотношения форм практической деятельности и нравственного просвещения учащихся.
Выделяют три группы приемов педагогического воздействия на девиантных школьников.
К первой группе относятся приемы индивидуального педагогического воздействия:
-просьба о помощи-воспитатель обращается к воспитаннику за советом,рассказывая о своих проблемах,и просит найти способ их решения;
-оцени поступок-педагог рассказывает историю и просит оценить различные поступки участников этой истории;
-обсуждение статьи-подбирается ряд статей,в которых описываются различные преступления и др. асоциальные поступки;педагог просит дать оценку этим поступкам;
-добрый поступок-ребенку предлагается оказать помощь нуждающимся;
-обнажение противоречий-разграничение позиций воспитателя и воспитанника по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением различных точек зрения. ;
-стратегия жизни-педагог выясняет жизненные планы воспитанника,затем пытается выяснить вместе с ним,что поможет,а что помешает реализации этих планов;
-рассказ о себе и других-воспитатель предлагает ребенку написать рассказ о прошедшем дне (неделе,месяце) и ответить на вопрос:можно ли это время прожить по -иному?
мой идеал-выясняются идеалы воспитанника и делается попытка оценить идеал,выявив его положительные нравственные качества;
-сказка для воспитанника-воспитателем сочиняется сказка,герои которой очень похожи на воспитанника и окружающих его лиц;окончание сказки придумывают вместе педагог и ученик;
-ролевая маска-учащемуся предлагается войти в какую-нибудь роль и выступить от лица соответствующего персонажа.
Вторая группа приемов связана с организацией групповой деятельности:
-непрерывная эстафета мнений-учащиеся по цепочке высказываются на заданную тему;
-самостимулирование-учащиеся,разделенные на группы,готовят друг другу встречные вопросы;вопросы и ответы коллективно обсуждаются;
-импровизация на свободную тему-учащиеся выбирают интересную для них тему;творчески развивают основные сюжетные линии,переносят события в новые условия,по-своему их интерпретируют и т. п.
Третья группа приемов связана с организаторской деятельностью учителя, направленной на изменение ситуации вокруг ученика:
-инструктирование-на период выполнения какого-либо творческого задания устанавливаются правила,регламентирующие общение и поведение учащихся;
-распределение ролей-четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями,умениями и навыками,которые требуются для выполнения задания;
- коррекция позиций-тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей,образов,снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий;
-самоотстранение учителя-после того,как определены цели и содержание задания,установлены правила и формы общения в ходе его выполнения,учитель как ьы устраняется от прямого руководства или берет на себя обязательства рядового участника;
-распределение инициативы-создаются равные условия для проявления инициативы всеми учащимися;
-обмен ролями-учащиеся обмениваются ролями (или функциями,которые получили при выполнении заданий;
-мизансцена-активизация общения и изменение его характера посредством расположения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения творческой работы.
Поскольку деятельность является ведущим средством формирования личности,то методами коррекции целесообразно считать те способы организации и осмысления деятельности,которые изменяют к лучшему черты школьника и способствуют исправлению,коррекции отклонений в поведении.
Выделяют 4 группы методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения личности:
1)методы разрушения отрицательного типа характера:метод "взрыва" и метод реконструкции характера;
2)методы перестройки мотивационной сферы и самосознания:а)объективного переосмысления своих достоинств и недостатков; б)переориентировки самосознания;в)переубеждения;г)прогнозирования отрицательного поведения;
3)методы перестройки жизненного опыта:а)предписания;б)ограничения;в)переучивания;г)переключения;д)регламентации образа жизни;
4)методы предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения:а)поощрения и наказания;б)соревнования;в)положительной перспективы. (А. И. Кочетов)