Папки-передвижки

Методы развития речи детей младшего дошкольного возраста

Нина Жидкова
Методы развития речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ

На первом году жизни происходит эмоциональное общение ребенка и взрослого. Ребенок реагирует на улыбку, голос, произнося что-то и улыбаясь в ответ («комплекс оживления»). Малыш еще не понимает речи взрослого и не умеет говорить, но именно в процессе такого общения складываются условия для последующего овладения речью. Постепенно слово для ребенка становится обозначением предмета, определенного действия с этим предметом или действием самого предмета («Это кукла», «Кукла спит», «Возьми куклу»). Ребенок на слова взрослого отвечает мимикой, жестом, улыбкой, движением. У него развиваются понимание речи, а затем и инициативное обращение к взрослому.

Публикация «Методы развития речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

К концу первого года жизни в речи ребенка появляются первые слова, однако для речевого общения их недостаточно. Вместе с тем малыш активнее начинает реагировать на просьбы и требования взрослого в хорошо знакомых ему ситуациях.

Для развития слухового восприятия очень важно научить ребенка находить источник звука (погремушка, часы, пение взрослого, а в момент разговора он должен видеть лицо взрослого, следить за тем, как он говорит. Так развиваются понимание и подражание звукам и звукосочетаниям.

Во время одевания надо называть части тела малыша, предметы одежды. Ориентировка в окружающем осуществляется путем воздействия на зрение, слух, осязание. Для этого ребенка спрашивают: «Где часы?» Можно назвать куклу и показать действия (танцует, сидит, стоит). Широко используются игры «Ладушки», «Сорока-ворона», при этом сначала слова сопровождаются действиями ребенка, а затем даются только словесные указания («Дай ручку», «Покажи какой ты большой»).

В педагогической литературе общение в данном возрасте называют объективно направленным или предметным. Именно в условиях предметного общения происходит первоначальное усвоение слов (формируется реакция на слово в единстве его звуковой и смысловой стороны) и на этой основе развивается речевое общение – обычно на втором году жизни.

Важнейшим показателем речевого общения является развитие инициативной речи, когда ребенок самостоятельно начинает обращаться к взрослому, используя активно накопленный к этому времени словарь.

Появляются первые предложения. Нужно использовать это умение и учить детей обращаться к взрослому, задавать вопросы, высказывать свои мысли, желания, просьбы.

Слов ребенка приобретают соответствующую грамматическую форму: «Собачка бежит», «Машина едет». Усвоение грамматики происходит очень интенсивно, ребенок употребляет падежные формы с предлогами и без предлогов; появляются сложные предложения («Когда ты придешь ко мне, тогда я буду с тобой играть»).

Показывая ребенку игрушку (предмет, взрослый сначала называет ее, выполняет действия, а затем побуждает малыша сделать то же самое. Можно дать ребенку две картинки (на одной зайчик, на другой мишка) и попросить: «дай мишку (зайчика)». Количество картинок постепенно увеличивается.

Широко используются для развития речи произведения устного народного творчества: потешки, попевки, сказки, песенки, прибаутки. При этом ребенок учится одновременно со словом выполнять движение. Взрослые побуждают детей к выполнению разнообразных действий («дай, принеси, найди, покажи», однако тут же надо спрашивать ребенка «Что ты делаешь?» («ищу, иду»). Надо чаще задавать ребенку самые разнообразные вопросы, которые активизируют его мыслительную деятельность («Где кошка? Что она делает? Как она мяукает? С кем она играет).

Особое внимание следует уделить развитию речи в совместной игре взрослого и ребенка. В ходе игры он выполняет определенные действия (кормит куклу, укладывает ее спать). Взрослый может спросить, например, у ребенка: «Что он строит из кубиков». Если этот дом, надо узнать, кто будет жить в этом доме; если машина – кто на ней поедет, куда, с кем. Можно вместе с ребенком построить из кубиков большой дом и маленький, а затем поиграть с игрушками. Здесь важно, чтобы малыш отвечал на вопросы и называл действия, которые он (или взрослый) производит с предметами.

К трем годам словарь ребенка насчитывает более 1000 слов, в которых есть все части речи, в том числе и служебные (предлоги, союзы, частицы, междометия. Именно этот возраст занимает в развитии речи особое место; это важнейший период как в расширении активного словаря и формирования грамматического строя речи, так и в развитии речевого общения, потому что оно становится средством общения ребенка со взрослыми и со сверстниками, с другими детьми. При отсутствии специальной работы дети начинают употреблять простые слова («там, тут, туда, ушел»). И взрослый не должен допускать упрощенных слов (не «бибика», а машина, не «ляля», а кукла). Необходимо шире организовать наблюдения за окружающим миром (различать транспортные средства, называть детали, использовать и наглядные средства (игрушки, картинки). В ходе наблюдения объектов и рассматривания предметов необходимо задавать вопросы: «Как чирикает воробей, Что делает собачка, Что ест кошка?».

Картинки, которые взрослый рассматривает вместе с ребенком, могут быть предметными и сюжетными. На первых изображен предмет, или действие с ним, на вторых развертывается сюжет, по которому можно составить рассказ. Но сначала задаются вопросы (они могут сопровождать рассказ взрослого). «Смотри, это девочка. Ее зовут Оля. Что она делает? Какие птички к ней прилетели?»

Если взрослый читает ребенку книгу, надо остановить его внимание на иллюстрациях. Малыш может, глядя на них, рассказать, о чем говорится в книге. Взрослый, повторяя рассказ ребенка, обязательно добавляет упущенное.

Не надо забывать и такой вид занятий для развития речи, как использование нескольких игрушек. С ними можно развивать сюжет ( к кукле в гости приходят друзья: зайчик и кошечка, она их угощает чаем, они играют). При этом надо привлекать ребенка к называнию действий и активному участию в развитии сюжета.

Понимание ребенком речи взрослого достигает такого уровня, что малыш уже может слушать и понимать маленькие рассказы, содержание которых в известной мере ново для него. Причем это такие рассказы, которые ребенок только слушает (не смотрит на иллюстрации). Это очень важно – понимать речь саму по себе. Рассказы, которые взрослый адресует детям, должны быть короткими.

При рассказывании без опоры на наглядность важно учитывать жизненный опыт ребенка, его знания и представления. Составляя для этого короткие рассказы, нужно описывать знакомых малышу людей, животных, говорить о знакомых предметах, действиях, качествах.

Речевая активность детей третьего года жизни значительна. Они по разным поводам обращаются к взрослому с вопросами «когда, где, куда». Но и взрослый должен задавать ребенку вопросы, вызывая его на разговор, диалог. Когда ребенок видит игрушку или изображение зайца на картинке, то на вопрос «Где зайка» он, как правило, отвечает жестом. А на вопрос «Где живет зайчик?» уже нельзя ответить жестом (особенно ели вопрос задается не по картинке).

Ребенок 2-3 лет достаточно хорошо понимает речь взрослого и, конечно, может выполнять различные задания и поручения. Когда взрослый в таких случаях, что-то говорит малышу (а тот может спрашивать, что-то уточняя, то речь здесь выступает в своей обычной функции – в роли средства общения. Но детям третьего года жизни можно и нужно давать специальные речевые задания. Более простые из них – повторить слово или произнести какой-нибудь отдельный звук, когда взрослый учит произносить слово правильно. Более сложные – когда ребенка просят, например: «Пойди к бабушке и скажи ей, бабушка, дай мне, пожалуйста, мою шапочку». Подобные задания не только способствуют формированию грамматической, лексической и т. д. сторон речи, но и воспитывают культуру речевого общения, «речевого поведения». Во-вторых, эти задания полезны потому, что ребенок учится сознательно строить свою речь, пусть в очень элементарной форме, и осознавать то, как говорят другие, как говорит он сам.

Речевые задания могут даваться и для того, чтобы малыш обратился к другому ребенку, к нескольким детям, тем самым активизируется речевое общение между сверстниками.

Речевые задания хорошо помогают обучать детей задавать вопросы «где, какой, куда?» и т. д., употребляя сложное предложение. Например, ребенку предлагается спросить у взрослого (или у другого ребенка) : «Спроси у Ани, куда она положила новую книжку?». Тем самым открывается возможность активизировать употребление ребенком тех или иных грамматических форм и средств, например, предлогов, которые в речи детей третьего года жизни (в первой половине) частот опускаются. Чтобы часто передать ответ, ребенок должен сказать: «Аня положила новую книжку в шкаф (на стол, на полку и т. д.)».

Звуковая сторона речи ребенка третьего года жизни во многом несовершенна. Это объясняется тем, что недостаточно точна артикуляция, движение органов речи – языка, губ. В этом возрасте дети часто смягчают звуки, пропускают, заменяют другими. Прежде всего это свистящие (с, з, ц, шипящие (ш, ж, ч, щ) звуки и звук р. Малышу необходимо помогать овладевать правильной артикуляцией, используя звукоподражания, показывая рисунки предметов, в названии которых есть тот или иной звук, непроизносимый или правильно произносимый ребенком, использовать артикуляционную гимнастику. Чтение детям народных песенок, потешек, чистоговорок, разучивание их детьми способствует усвоению правильного произношения.

Таким образом, существует большое и разнообразное количество способов развивать речь малыша как на занятиях с воспитателем, с учителем-логопедом, а также и дома с родителями. Все эти методы вариативны, мобильны и доступны ребенку данного возраста.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия. – Москва, гуманитарный издательский центр Владос, 2003 – 678 с.

2. Лопухина И. С. Логопедия, упражнения для развития речи. Пособие для логопедов и родителей. – Санкт – Петербург, Дельта, 1997. - 336 с.

3. Никашина, Н. А. Формирование речи ребенка. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2002. – 178 с.

4. Поваляева, М. А. Взаимодействие специалистов. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2002. – 350 с.

5. Ушакова, О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. – Москва, Сфера, 2008. – 240 с.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Волшебные кубики» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Волшебные кубики» как средство развития речи детей младшего возраста Жизнь современного ребенка, члена современного, компьютеризированного общества, такова, что чуть ли не с рождения, он учится нажимать на.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий.

Игры для развития речи детей дошкольного возрастаИгры для развития речи детей дошкольного возраста Постоянно ищутся способы изготовления игр и пособий, которые были бы максимально наглядными, а для детей "волшебными". Огромную пользу в.

Методические указания для развития речи к картине для детей младшего дошкольного возраста «Спасаем мяч»Методические указания для развития речи к картине для детей младшего дошкольного возраста «Спасаем мяч» Содержание картины: Поляна, на ней кусты, елочки и цветы. На поляне трое детей. Они играли в мяч и уронили его в лужу. Мальчик нагнулся.

Методические указания для развития речи к картине для детей младшего дошкольного возраста «Катаемся на санках»Методические указания для развития речи к картине для детей младшего дошкольного возраста «Катаемся на санках» Содержание картины. Зима. Мать гуляет с детьми. Старший мальчик везет санки. На них сидит девочка в теплом красном пальто и шапочке. На.

Методическое указание к картине «Строим дом» для развития речи детей младшего дошкольного возраста Содержание картины. Дети играют на полу со строительным материалом. Мальчики строят дом. Один из них устанавливает флажок на верху постройки,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы развития речи детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 25 июня 2024 в 12:13
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы развития речи детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Нина Жидкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД