Папки-передвижки

Методы индивидуализации в ДОУ

Ирина Лебедева
Методы индивидуализации в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из важнейших методов планирования индивидуализации обучения является применение педагогом цикла обучения по принципу реагирования. Этот цикл включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Если цели были достигнуты, тогда вновь организуется процесс планирования (выбор темы, определение целей и т. д.) Если цели не были достигнуты – пересматриваются условия. Иногда этот цикл происходит неформально и быстро; иногда он происходит с большими усилиями и долго. Примером обучения на основе метода реагирования является использование модели трех вопросов: Что дети знают? Дети хотят узнать? Как можно об этом узнать?

Публикация «Методы индивидуализации в ДОУ» размещена в разделах

Такой метод требует от взрослых учета имеющихся у детей представлений и создания условий для того, чтобы дети получили ответы на интересующие их вопросы, предоставления выбранных детям средств получения знаний. Это и есть метод реагирования.

Работа в небольших группах является еще одним методом индивидуализации обучения. Любая самостоятельно выбираемая детьми или организованная взрослыми деятельность может выполняться в небольших подгруппах. Подгруппы из четырех-пяти детей и одного взрослого являются наиболее эффективными для занятий, связанных, например, с поисково-практическими исследовательскими действиями или другими видами действий, требующими повышенной включенности. Этот вид деятельности может быть повторен несколько раз так, чтобы все желающие могли иметь возможность поучаствовать в нем. Это позволяет взрослым помочь и нуждающимся в помощи детям, и стимулировать более способных детей к самостоятельным действиям.

Обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности - следующий метод планирования индивидуализации обучения. Например, во время лепки дети планировали вылепить из глины животных.

Работа может быть построена таким образом, что дети получают возможность выбора: какого животного будет лепить каждый из них; из какого материала (пластилин разных цветов, цветное тесто, глина, бумажная масса и пр.).

Задача педагога – помочь тем, кому трудно начать работу самостоятельно. Одним он может помочь словами, других приободрить, третьим окажет физическую помощь, если они в ней нуждаются. Более способные дети могут сделать много различных животных, причем такой сложности, как они желают. Далее воспитатель может помочь сделать макет леса, чтобы создать целостную композицию. В ходе работы воспитатель может задать вопросы разной направленности и сложности, предлагать разные варианты выполнения действий и идеи по использованию готовых фигурок. Вместо того чтобы прямо указывать детям, что и как они должны делать, педагог помогает сделать то, что хотят сами дети.

Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности.

Пример лепки иллюстрирует и другой элемент обеспечения индивидуализации: тщательный отбор материалов.

Большинство используемых материалов должны быть гибкими и иметь различную степень сложности – от самых простых до самых сложных. Такая вариантность создает оптимальные возможности для индивидуализации обучения и учения, поскольку использование различных материалов предполагает естественную индивидуализацию. Например, пластилин, песок, вода, кубики и конструктор «Лего» обладают большой открытостью и гибкостью; дети могут использовать их в целом диапазоне уровней сложности. Можно подобрать и менее гибкие материалы, но так, чтобы они обеспечивали больше возможностей их применения. Например, можно подобрать пазлы с количеством элементов от 6 до 240. В этом случае дети могут выбирать для себя подходящий уровень сложности, пробовать свои силы, учиться идти на риск и вместе с тем, учиться адекватно оценивать свои силы.

Важно, чтобы воспитатель внимательно наблюдал за детьми, когда они делают выбор, разбиваются на маленькие подгруппы и самостоятельно занимаются тем, что они выбрали. В этом случае взрослый должен ходить по групповой комнате, уделяя какое-то время каждой небольшой подгруппе или отдельным детям, обеспечивая им в случае необходимости поддержку и помощь, подбадривая, или каким-либо иным образом взаимодействуя с ними.

Спонтанная индивидуализация.

Индивидуализация обучения часто происходит экспромтом или спонтанно. Иными словами, педагог использует представившуюся возможность и индивидуально реагирует на каждого ребенка (или на небольшие группы детей). Например: два ребенка поспорили из-за игрушки, которая вдруг понадобилась им обоим. Обучив их некоторым навыкам искусства переговоров, воспитатель дает важный индивидуализированный урок, который обычно является более эффективным, поскольку вмешательство педагога происходит очень своевременно.

Индивидуализация образования может быть обеспечена за счет принципиально нового метода использования раздаточных материалов – тематических комплектов карточек с заданиями. Комплект карточек с заданиями, подобранными по темам, помогает методически и технически обеспечить индивидуализацию работы с детьми в рамках активно внедряемого в ДОУ проектного метода.

Тематический комплект создает основу для сотрудничества: если каждый ребенок сделает какую-либо часть, то у всех вместе получится общий продукт, раскрывающий (иллюстрирующий) тему со всех сторон – в изображениях, в словах, в символах, в цифрах. Каждый ребенок выбирает свое, но вместе – в паре, в группе дети делают одно дело. Это сближает и на этапе действия, и на этапе оценки результатов.

Содержание карточек должно быть открытым и понятным ребенку без взрослого. Понятие открытости означает то, что любые выполненные ребенком на карточке действия будут обучающими (развивающими).

На карточках может быть место для «договорных» пометок, которые разрабатываются самостоятельно в каждой группе воспитателями и детьми. Например, на карточке может появиться метка о времени работы, о партнерствах, о помощи взрослых, о том, где можно искать нужную информацию, где можно получить подсказку и т. п. Эта часть предназначена для тренировки у детей навыка самоопределения, саморегуляции, развития рефлексии, умения использовать различные источники информации и пр.

Опыт показывает, что по каждой теме целесообразно готовить от 30 до 50 карточек – из расчета по 2–3 на каждого ребенка. При таком количестве карточек, во-первых, обеспечивается реальная возможность выбора, во-вторых, комплексность содержания и максимальное разнообразие заданий.

Направленность заданий – ознакомление с окружающим и формирование элементарных естественнонаучных знаний; математические представления и действия с цифрами, знаками; развитие речи и основы грамотности; стимулирование мыслительной активности и развитие мелкой моторики. Важно компоновать задания так, чтобы работая с карточкой, ребенок практиковался в выполнении самых разных заданий. Вместе с тем, задания на карточках должны повторяться – счет, обобщение и классификация, копирование букв и слов и пр. Это дает детям возможность практиковаться в важных умениях и навыках на разном, интересном для них содержании.

При всей похожести на традиционные рабочие тетради и альбомы-раскраски у карточек есть несколько особенностей. Компоновка заданий на карточке оставляет ребенку возможность выбора – рисовать, считать, рассматривать, обсуждать, писать. Продуманы задания, основанные на работе в команде (формирование навыков сотрудничества). Карточка – «личная, индивидуальная», а весь комплект – общий. В этом случае у детей формируется представление о личном вкладе в общее дело: каждый, выбирая карточку, выполняет свое задание, а все вместе работают над одной темой.

В результате появляется целостный образ темы и персонифицированный вклад в нее. У всех карточек разное содержание, что стимулирует детей к использованию всего комплекта – «иначе не узнаем, пропустим что-то важное, интересное».

Применение карточек

Во многих детских садах, вне зависимости от возрастной группы и программы, практикуются интегрированные занятия, тематические блоки, метод проектов. В основе – комплексная реализация содержания через различные виды деятельности. Комплект тематических карточек обеспечивает интегрированность содержания и видов деятельности, обучение с учетом индивидуальных возможностей, интересов и потребностей. Для успешной работы нужно познакомить детей с видом карточек, договориться о том, какие условные знаки и символы будут использоваться. При планировании темы можно разделить комплект карточек на три части: для занятий, для совместной деятельности, для самостоятельной работы детей.

«Индивидуальность» карточки достигается тем, что каждый ребенок обязательно подписывает свою карточку, ставит дату работы. Если дети не умеют писать, используется метод копирования – предлагаются готовые таблички с именами, датами. Индивидуализация образования предполагает индивидуальный темп и последовательность работы с заданиями, получение своего результата. Не следует говорить ребенку, что ему нужно сделать. Правильнее использовать метод комментирования: «Я вижу, ты уже закрасил барашков. А сколько их всего? Ты планируешь только посчитать домики или будешь рисовать? Ты хочешь сегодня выполнить все задания или продолжишь работать завтра?»

Фиксация и предъявление результатов

Работа с карточками предполагает обязательное представление детьми результатов своей деятельности. Это может быть, например, обсуждение в конце занятия или проговаривание в ходе совместной деятельности: «Какую карточку ты выбрал? Почему ты решил выполнить эти задания (чем они тебя привлекли? Что успел сделать? С чего ты начал? Когда ты планируешь завершить работу?» и т. п. И обязательно, вопросы для общего обсуждения: «Что мы вместе узнали о птицах (домах, транспорте? Что мы вместе сделали сегодня (нарисовали и закрасили животных, написали названия, сосчитали животных в зоопарке)» и т. п.

Отличие карточек от рабочих тетрадей, альбомов-раскрасок

Как правило, тетрадь воспринимается педагогом и ребенком (детьми) как персональный игровой или учебный материал и подразумевает индивидуальную работу. Дети весьма ревностно относятся к попыткам других оставить в их тетради хотя бы одну линию. Тетрадь предполагает (отчасти) последовательную работу с заданиями, как правило, они и формируются по принципу усложнения. Ребенок может «перепрыгивать» со страницы на страницы, но это не одобряется. Тетрадь не предполагает открытой демонстрации ребенком своих успехов – она хранится в закрытом виде и ее нужно раскрывать на выбранной странице и показывать выполненное задание.

Одним из наиболее эффективных способов индивидуализации обучения является метод «строительство лесов».

В основе этого метода – идеи Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития – границе между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и тем, что он может осуществить только с посторонней помощью. Для того, чтобы использовать этот метод и помочь ребенку перейти на новый уровень сложности, взрослый должен не задавать этот уровень, а увидеть его приближение посредством наблюдения, например, за действиями двухлетнего ребенка, который выкладывает горизонтально кубики на столе (заборчик, но не двигает их, изображая паровозик, или располагает кубики вертикально, чтобы получить башенку или какую-то другую конструкцию. Педагог может задать вопрос: «А если сделать вот так?» - или параллельно выполнить другую инструкцию. Дальше выбор за ребенком – попробовать или проигнорировать. Так постепенно воспитатель помогает ребенку перейти на более высокий функциональный уровень. Оставив ребенка на какое-то время (пока он путем собственных проб и ошибок будет действовать, повторяя или трансформируя увиденное, педагог повторяет процесс прямой или косвенной помощи и поддержки. Отсюда и возникло понятие построения «строительных лесов», при помощи которых ребенок поднимается выше и выше. Сущность этого метода не в опережающем обучении ребенка тем знаниям и умениям, которые с точки зрения педагогов, должны быть сформированы в соответствии с возрастом, но в том, чтобы, создавая условия, помочь ребенку самому сделать следующий самостоятельный шаг.

Иррадиирующее обучение.

Иррадиирующее обучение как метод индивидуализации обучения основан на признании различий интересов, мотивов и на динамике продвижения. Предлагая интересное дело тем детям, кто хочет им заниматься, можно достичь больших успехов в обучении. Эта тактика состоит из трех основных действий. Все, что вводится (вносится) в развивающую среду группы, предлагается как новое знание или новое умение, может быть сначала представлено желающим в центре науки, мини-лаборатории, уголке исследований). Это может быть новая игра, новый материал для рисования, новое для детей группы математическое действие, новое стихотворение, новый предмет, т. е. нечто, чего в опыте детей еще не было. Предъявление нового осуществляется через презентацию предмета (объекта, материала) или через самопрезентацию. 1-е действие: «У нас появилась новая интересная игра. Тот, кто хочет научиться играть в нее, может прийти в центр науки». Или: «Я (имеется в виду взрослый, но не только воспитатель) сегодня буду работать в центре науки. Я хочу научиться (узнать, посмотреть, сделать, найти и т. п.) …». 2-е действие: «Ира, Алеша, вы сегодня узнали что-то новое (научились, увидели, нашли, сделали, давайте расскажем об этом всем ребятам (родителям, сотрудникам ДОО…». 3-е действие: «Если вы хотите что-то узнать (сделать, найти, можете обратиться к Ире и Алеше…». Получая внимание от эмоционально значимого взрослого, приобретая во взаимодействии с другими или в самостоятельной деятельности новый опыт или новое знание, ребенок, как правило, стремится поделиться с детьми, с которыми он дружит (продемонстрировать им приобретенное умение). Если такая передача опыта культивируется в группе как ценность, т. е. взрослые всячески поддерживают ребенка, то постепенно новые сведения или новый опыт станут достоянием многих.

Использование этих (не исключая возможности и других) методов индивидуализации обучения вызывает необходимость осмысления того, что составляет сущность и отличия основных видов организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС, - самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослых с детьми.

Публикации по теме:

Нетрадиционные методы работы с родителями Здравствуйте Уважаемые коллеги. Тема доклада: «Нетрадиционные методы работы с родителями» Подготовила: Иванец Г. С. Фгос предполагает.

Дистанционная педагогическая конференция «Педагогические методы формирования сознания»Дистанционная педагогическая конференция «Педагогические методы формирования сознания» Педагогические методы формирования сознания. Методы воспитания - это способы педагогической работы, при помощи которых целенаправленно.

Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье»Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Консультация для родителей и педагогов «Методы определения ведущей руки» Консультация для родителей и педагогов:"Методы определения ведущей руки" Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные.

Мастер-класс «Нетрадиционные методы рисования» Я хочу предложить вам свой мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования. Они увлекательны и напоминают игру. Использование необычных.

Методы работы воспитателя ДОУ с семьями воспитанников Кононова Т. АСемья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемыЭкспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемы Экспериментальная деятельность в детском саду Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методы индивидуализации в ДОУ
Опубликовано: 27 января 2020 в 21:16
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы индивидуализации в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Лебедева (УИ 231212) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД