Папки-передвижки

Методы и приёмы обучения детей младшего дошкольного возраста

Татьяна Поклонская
Методы и приёмы обучения детей младшего дошкольного возраста

Методическая разработка для занятий по математике (II младшая группа)

Обучение воспитанников второй младшей группы имеет наглядно – действенный характер. Новые знания дети усваивают на основе непосредственного восприятия, когда следят за действием педагога, слушают его пояснения, и сами при этом взаимодействуют с дидактическим материалом.

Публикация «Методы и приёмы обучения детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Занятия часто начинаются с элементов игры, сюрпризных моментов – неожиданного появления игрушек, предметов, прихода «гостей» и др. Это заинтересовывает и активизирует детей. Когда впервые выделяют какое - то свойство или качество, и важно сосредоточить на нём внимание детей, игровые моменты могут отсутствовать.

Выяснение математических свойств проводят на основе сравнения предметов, характеризующихся либо сходными, либо противоположными свойствами (длинный – короткий, круглый – не круглый и т. д.). Используются предметы, у которых познаваемое свойство ярко выражено, которые знакомы детям, без лишних деталей, различаются не более чем 1 – 2 признаками.

Точности восприятия способствуют движения (жесты рукой, обведение рукой модели геометрической фигуры (по контуру) помогает детям точнее воспринять её форму, а проведение рукой вдоль, скажем, шарфика, ленточки (при сравнении по длине) – установить соотношение предметов именно по данному признаку.

Детей приучают последовательно выделять и сравнивать однородные свойства вещей. («Что это? Какого цвета? Какого размера?») Сравнение проводится на основе практических способов сопоставления: наложения или приложения.

Важное значение придаётся работе детей с дидактическим материалом. Малыши уже способны выполнять довольно сложные действия в определённой последовательности (накладывать предметы на картинки, карточки образца и др.).

Если ребёнок не справляется с заданием, работает непроизводительно, он быстро теряет к нему интерес, утомляется и отвлекается от работы. Учитывая это, педагог даёт детям образец каждого нового способа действия. Стремясь предупредить возможные ошибки, он показывает все приёмы работы и детально разъясняет последовательность действий. При этом объяснения должны быть предельно чёткими, ясными, конкретными, даваться в темпе, доступном восприятию маленького ребёнка.

Если педагог говорит торопливо, то дети перестают его понимать и отвлекаются. Наиболее сложные способы действия педагог демонстрирует 2 -3 раза, обращая внимание ребенка каждый раз на новые детали. Только многократный показ и называние одних и тех же способов действий в разных ситуациях при смене наглядного материала позволяют детям их усвоить.

В ходе работы педагог не только указывает детям на ошибки, но и выясняет их причины. Все ошибки исправляются непосредственно в действии с дидактическим материалом. Пояснения не должны быть назойливыми, многословными. В отдельных случаях ошибки малышей исправляются вообще без пояснений. («Возьми в левую руку, вот в эту! Положи эту полоску наверх, видишь она длиннее этой!» и т. п.). Когда дети усвоят способ действия, то показ становится не нужным. Теперь им можно предложить выполнить задание только по словесной инструкции.

Начиная с нового года можно давать комбинированные задания, позволяющие детям усваивать новые знания, и тренировать их в том, что усвоено ранее. («Посмотрите, какое дерево ниже, и поставьте под него много грибочков!»)

Запоминание материала у детей второй младшей группы характеризуется непреднамеренностью. Поэтому на занятиях широко используются игровые приёмы и дидактические игры. Они организуются так, чтобы по возможности в действии одновременно участвовали все дети, и им не приходилось ждать своей очереди. Проводятся игры, связанные с активными движениями: ходьбой и бегом, прыжками и приседаниями. Но, используя игровые приёмы, педагог не допускает, чтобы они отвлекали детей от главного (пусть ещё и элементарной, но математической работы).

Пространственные и количественные отношения могут быть отражены на этом этапе только при помощи слов. Каждый новый способ действия, усваиваемый детьми, каждое вновь выделенное свойство закрепляются в точном слове. Новое слово педагог проговаривает не спеша, выделяя его интонацией. Все дети (хором) его повторяют.

Наиболее сложным для детей является отражение в речи математических связей и отношений, так как здесь требуется умение строить не только простые, но и сложные предложения. Вначале приходится задавать детям вспомогательные вопросы, а затем просить их рассказать сразу обо всём.

Например: «Сколько палочек на красной полоске? Сколько палочек на синей полоске? А теперь сразу расскажите о палочках на синей и красной полосках». Так ребёнка подводят к отражению связей. Воспитатель даёт образец такого ответа. Если ребёнок затрудняется, педагог может начать фразу – ответ, а ребёнок её закончит.

Для осознания детьми способа действия, им предлагают в ходе работы сказать, что и как они делают, а когда действие уже освоено, перед началом работы высказать предположение, что и как надо сделать. («Что надо сделать, чтобы узнать, какая ленточка шире? Как узнать, хватит ли детям карандашей?») Устанавливаются связи между свойствами вещей и действиями, с помощью которых они выявляются. При этом воспитатель не допускает употребления слов, смысл которых детям не понятен.

Воспитание элементарных навыков учебной деятельности

С первых занятий у детей младшей группы формируют навыки учебной деятельности: приручают занимать своё место, сидеть смирно и вставать только по предложению воспитателя; ребёнок должен научиться слушать указания и пояснения педагога, воспринимать показываемое и делать то, что ему предлагают, отвечать на вопросы; воспитывают умение вместе заниматься, не мешать друг другу, одновременно начинать и прекращать действие, в случае необходимости спокойно ждать своей очереди. Педагог хвалит детей за хорошее поведение, конкретно указывая, в чём оно выражается.

Маленький ребёнок не может длительно сохранять оду и ту же позу, выполнять одно и то же действие, поэтому воспитатель спокойно относится к отвлечению детей (необходимый кратковременный отдых, не одёргивает их постоянно замечаниями «Сиди спокойно!» и пр.

В младшей группе дети приобретают первоначальные навыки работы с раздаточным материалом. Дидактический материал даётся каждому ребёнку в отдельном наборе. Надо, чтобы до занятия он побывал у детей в руках, тогда будут легче сосредоточить внимание детей на изучаемых свойствах.

Игрушки и другие вещи должны быть не слишком мелкими, не тяжёлыми, не острыми, чтобы детям было удобно ими пользоваться. Малышей нужно приучать бережно обращаться с пособиями, а после работы складывать и убирать их в указанное место.

Публикации по теме:

Методы артпедагогики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Детский сад является зеркалом общества, и поэтому появляются все.

Дидактическое пособие для обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста застегиванию одеждыДидактическое пособие для обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста застегиванию одежды Цель: Данное дидактическое пособие разработано и изготовлено мною с целью обучения детей элементам самообслуживания - самостоятельному застегиванию.

Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Консультация для воспитателей «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду»Консультация для воспитателей «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду» Изобразительная деятельность - один из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умение замечать красивое в явлениях природы, жизни.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамотеЛэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте. Автор: Кайтан И. М. В условиях модернизации образования каждый.

НОД «Дидактическая игра как форма обучения детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром»НОД «Дидактическая игра как форма обучения детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром» Задачи: Образовательные: -закреплять представления детей об осени, её характерных признаках, об осенних явлениях природы; -закреплять обобщающее.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.

Эффективные методы и приёмы по профилактике нарушения осанки и плоскостопия у дошкольников Мы часто слышим выражение «Движение – это жизнь!», но мало кто задумывается о том, что это действительно так, ведь движение необходимо нам.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методы и приёмы обучения детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 сентября 2021 в 18:23
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД