Татьяна Поклонская
Методы и приёмы обучения детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка для занятий по математике (II младшая группа)
Обучение воспитанников второй младшей группы имеет наглядно – действенный характер. Новые знания дети усваивают на основе непосредственного восприятия, когда следят за действием педагога, слушают его пояснения, и сами при этом взаимодействуют с дидактическим материалом.
Публикация «Методы и приёмы обучения детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Занятия часто начинаются с элементов игры, сюрпризных моментов – неожиданного появления игрушек, предметов, прихода «гостей» и др. Это заинтересовывает и активизирует детей. Когда впервые выделяют какое - то свойство или качество, и важно сосредоточить на нём внимание детей, игровые моменты могут отсутствовать.
Выяснение математических свойств проводят на основе сравнения предметов, характеризующихся либо сходными, либо противоположными свойствами (длинный – короткий, круглый – не круглый и т. д.). Используются предметы, у которых познаваемое свойство ярко выражено, которые знакомы детям, без лишних деталей, различаются не более чем 1 – 2 признаками.
Точности восприятия способствуют движения (жесты рукой, обведение рукой модели геометрической фигуры (по контуру) помогает детям точнее воспринять её форму, а проведение рукой вдоль, скажем, шарфика, ленточки (при сравнении по длине) – установить соотношение предметов именно по данному признаку.
Детей приучают последовательно выделять и сравнивать однородные свойства вещей. («Что это? Какого цвета? Какого размера?») Сравнение проводится на основе практических способов сопоставления: наложения или приложения.
Важное значение придаётся работе детей с дидактическим материалом. Малыши уже способны выполнять довольно сложные действия в определённой последовательности (накладывать предметы на картинки, карточки образца и др.).
Если ребёнок не справляется с заданием, работает непроизводительно, он быстро теряет к нему интерес, утомляется и отвлекается от работы. Учитывая это, педагог даёт детям образец каждого нового способа действия. Стремясь предупредить возможные ошибки, он показывает все приёмы работы и детально разъясняет последовательность действий. При этом объяснения должны быть предельно чёткими, ясными, конкретными, даваться в темпе, доступном восприятию маленького ребёнка.
Если педагог говорит торопливо, то дети перестают его понимать и отвлекаются. Наиболее сложные способы действия педагог демонстрирует 2 -3 раза, обращая внимание ребенка каждый раз на новые детали. Только многократный показ и называние одних и тех же способов действий в разных ситуациях при смене наглядного материала позволяют детям их усвоить.
В ходе работы педагог не только указывает детям на ошибки, но и выясняет их причины. Все ошибки исправляются непосредственно в действии с дидактическим материалом. Пояснения не должны быть назойливыми, многословными. В отдельных случаях ошибки малышей исправляются вообще без пояснений. («Возьми в левую руку, вот в эту! Положи эту полоску наверх, видишь она длиннее этой!» и т. п.). Когда дети усвоят способ действия, то показ становится не нужным. Теперь им можно предложить выполнить задание только по словесной инструкции.
Начиная с нового года можно давать комбинированные задания, позволяющие детям усваивать новые знания, и тренировать их в том, что усвоено ранее. («Посмотрите, какое дерево ниже, и поставьте под него много грибочков!»)
Запоминание материала у детей второй младшей группы характеризуется непреднамеренностью. Поэтому на занятиях широко используются игровые приёмы и дидактические игры. Они организуются так, чтобы по возможности в действии одновременно участвовали все дети, и им не приходилось ждать своей очереди. Проводятся игры, связанные с активными движениями: ходьбой и бегом, прыжками и приседаниями. Но, используя игровые приёмы, педагог не допускает, чтобы они отвлекали детей от главного (пусть ещё и элементарной, но математической работы).
Пространственные и количественные отношения могут быть отражены на этом этапе только при помощи слов. Каждый новый способ действия, усваиваемый детьми, каждое вновь выделенное свойство закрепляются в точном слове. Новое слово педагог проговаривает не спеша, выделяя его интонацией. Все дети (хором) его повторяют.
Наиболее сложным для детей является отражение в речи математических связей и отношений, так как здесь требуется умение строить не только простые, но и сложные предложения. Вначале приходится задавать детям вспомогательные вопросы, а затем просить их рассказать сразу обо всём.
Например: «Сколько палочек на красной полоске? Сколько палочек на синей полоске? А теперь сразу расскажите о палочках на синей и красной полосках». Так ребёнка подводят к отражению связей. Воспитатель даёт образец такого ответа. Если ребёнок затрудняется, педагог может начать фразу – ответ, а ребёнок её закончит.
Для осознания детьми способа действия, им предлагают в ходе работы сказать, что и как они делают, а когда действие уже освоено, перед началом работы высказать предположение, что и как надо сделать. («Что надо сделать, чтобы узнать, какая ленточка шире? Как узнать, хватит ли детям карандашей?») Устанавливаются связи между свойствами вещей и действиями, с помощью которых они выявляются. При этом воспитатель не допускает употребления слов, смысл которых детям не понятен.
Воспитание элементарных навыков учебной деятельности
С первых занятий у детей младшей группы формируют навыки учебной деятельности: приручают занимать своё место, сидеть смирно и вставать только по предложению воспитателя; ребёнок должен научиться слушать указания и пояснения педагога, воспринимать показываемое и делать то, что ему предлагают, отвечать на вопросы; воспитывают умение вместе заниматься, не мешать друг другу, одновременно начинать и прекращать действие, в случае необходимости спокойно ждать своей очереди. Педагог хвалит детей за хорошее поведение, конкретно указывая, в чём оно выражается.
Маленький ребёнок не может длительно сохранять оду и ту же позу, выполнять одно и то же действие, поэтому воспитатель спокойно относится к отвлечению детей (необходимый кратковременный отдых, не одёргивает их постоянно замечаниями «Сиди спокойно!» и пр.
В младшей группе дети приобретают первоначальные навыки работы с раздаточным материалом. Дидактический материал даётся каждому ребёнку в отдельном наборе. Надо, чтобы до занятия он побывал у детей в руках, тогда будут легче сосредоточить внимание детей на изучаемых свойствах.
Игрушки и другие вещи должны быть не слишком мелкими, не тяжёлыми, не острыми, чтобы детям было удобно ими пользоваться. Малышей нужно приучать бережно обращаться с пособиями, а после работы складывать и убирать их в указанное место.