Обухов Сергей Александрович
Методы и приёмы коррекционно-педагогической работы, применяемые на уроках адаптивной физической культуры с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В специальном обучении используются специфические для каждой ка-тегории обучающихся методы и приёмы коррекционно-педагогической ра-боты. Общепедагогические методы и приёмы обучения применяются особым образом : путём сочетания методов, которые взаимодополняют друг друга. Метод в обучении – самостоятельная структурная единица. Он всегда подчи-нен определённой цели, решает поставленную задачу, ведет к усвоению определенного содержания, приводит к планируемому результату.
Выделяют следующие факторы, определяющие выбор методов обуче-ния :
Публикация «Методы и приёмы коррекционно-педагогической работы, применяемые на уроках адаптивной физической культуры с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
1. В связи с отклонениями в развитии перцептивной сферы у обучаю-щихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям)и значи-тельно снижены возможности двигательной активности, полноценного вос-приятия слуховой, зрительной, тактильно-вибрационной и иной информа-ции, выступающей в качестве учебной.
2. Разные типы нарушения развития, в том числе физического, приво-дят к преобладанию наглядных видов мышления, затрудняют формирование словесно-логического мышления, что, в свою очередь, значительно ограни-чивает возможности использования в образовательном процессе определен-ных методов.
Основные методы обучения, применяемые на уроках физической куль-туры :
• методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельно-сти, её стимулирования, мотивации (словесные методы, наглядные методы, практические методы, игровой метод, познавательный);
• методы контроля и самоконтроля (репродуктивные, исследовательские, проблемно-поисковые).
Методы обучения, применяемые на уроках адаптивной физической культуры в специальной коррекционной школе.
Практические методы : упражнения, игра, соревнование.
Наглядные методы : самостоятельные наблюдения, метод иллюстраций, метод демонстраций.
Словесные методы : рассказ, объяснение, беседа.
Упражнения применяются для закрепления знаний, совершенствования умений и навыков. Они разнообразны используются при обучении учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках адаптивной физической культуры. В зависимости от целей обучения упраж-нения различаются на обучающие (подготовительные) и проверочные (кон-трольные); по месту работы (классные и домашние); по форме словесного выражения (теоретические); по мыслительным операциям, которых они тре-буют от ученика (аналитические, аналитико-синтетические). На уроках адап-тивной физической культуры имеют место общеразвивающие упражнения, ритмические, дыхательные. Упражнения сочетаются с объяснением, расска-зом, игрой, демонстрацией (построения, перестроения). Эффективность упражнений зависит от соблюдения ряда требований:
Сознательное выполнение учащимися задания.
Соблюдение определенной последовательности этапа обучения на уроке адаптивной физической культуры.
Эти упражнения направлены на развитие зрительного восприятия и про-странственных представлений, движений рук, головы. Сформированные в ходе разных упражнений знания и умения служат фундаментом для даль-нейшего обучения.
Упражнения должны использоваться в определенной системе с постепен-ным повышением уровня трудности заданий и самостоятельности учащих-ся при их выполнении.
Разнообразие упражнений, чтобы избежать механической работы детей и формировать у них умение применять полученные знания сначала в усло-виях приближенных к предыдущим, а затем в новых.
Упражнения должны быть связаны с жизнью, практической деятельностью учащихся.
Игра, как метод обучения, особенно подробно разработана в до-школьной педагогике и широко применяется на уроках адаптивной физиче-ской культуры. Подвижные игры – это жизненно важный и необходимый элемент в развитии учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Игра – развивающая деятельность, принцип, метод и форма жизнедеятельно-сти, зона социализации, защищённости, самореабилитации, сотрудничества, содружества, посредник между миром ребенка и взрослого. Игра – это не только общение со своей собственной личностью, но и контакт с личностями других людей, что является одним из эффективных способов выстраивания коммуникации между людьми. Игра помогает выработать необходимые эмо-циональные и социальные навыки: умение общаться с другими детьми, орга-низовывать игру, устанавливать правила игры, следовать уже установлен-ным правилам игры, помогать товарищу в игре для достижения общей побе-ды, оказываться в положение то лидера, то подчинённого.
Дидактические игры в специальной коррекционной школе чаще всего применяются для закрепления и повторения пройденного материала, но ино-гда возможно их включение на этапе подготовки к усвоению нового матери-ала. Они сочетаются с рассказом, беседой, объяснением учителя, наблюдени-ями, упражнениями. Место и характер игры диктуются изучаемой темой, со-ставом класса, подготовленностью детей. Использование игр позволяет заин-тересовать детей, вызвать положительные эмоции, что повышает эффектив-ность обучения. В младших классах важное место занимают игры, направ-ленные на коррекцию восприятия, внимания и наблюдательности, умение ориентироваться в пространстве, осуществлять анализ и сравнение. В ходе игр у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения-ми) развивается речь, формируются количественные и временные представ-ления, навыки, расширяется кругозор.
Игры оказывают положительное корригирующее влияние на развитие учащихся при соблюдении ряда условий:
1) Они должны быть доступны по сюжету и движениям, представлять интерес для учащихся, подготавливать их к дальнейшей работе.
2) Игры следует тесно связывать с программным материалом и темой урока, подбирать с учётом психофизических и возрастных особенностей де-тей.
3) Перед их проведением необходима подготовительная работа, направленная на уяснение правил игры, сюжетной линии, конечной цели.
4) Учитель должен руководить игрой, оказывать дифференцированную помощь детям, при необходимости совместно с учащимися исполнять игро-вые действия.
5) Все виды игр требуют хорошего оснащения.
Наблюдение. Этот метод определяется как целенаправленный, плано-мерный, различный по длительности восприятия учащимися какой-либо спортивной деятельности на занятии (подвижные игры, соревнования). Ак-тивное применение этого метода объясняется тем, что создаются условия, позволяющие на основе чувственного познания окружающей действительно-сти развивать у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) наглядно-образное мышление, активизировать их внимание, стимулировать интерес к учению, расширять и обогащать знания. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточнять-ся, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм.
Метод демонстрации. Данный метод обучения как правило применяет-ся в сочетании с другими методами. На уроках адаптивной физической куль-туры могут демонстрироваться способы выполнения двигательных приемов, построения, перестроения, восприятие предмета (какое-либо спортивное оборудование, какой-либо спортивный инвентарь, восприятие предмета в целом, обследование с анализом, определение строения предмета и т. д.). Словесное описание объекта (предмета, демонстрация способов выполнения двигательных приемов, должны способствовать развитию у учащихся с ум-ственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) наблюдательности, формированию правильной, логически обоснованной речи.
Метод «Рассказ» используется на разных этапах урока адаптивной фи-зической культуры и может быть средством сообщения дополнительных зна-ний. Рассказ может занимать на уроке самостоятельное место, а может быть включён в процесс объяснения на разных этапах урока. В начале урока учи-тель подготавливает учащихся к усвоению нового материала. В этом случае в своём рассказе он систематизирует и обобщает знания по данной теме, по-лученные учащимися ранее. Если рассказ является основным методом сооб-щения новых знаний, то ему уделяется основная часть урока. В конце урока рассказ учителя обобщает изученное. Учитель готовит свой рассказ, учиты-вая конкретную ситуацию и психологические особенности учеников.
Объяснение – метод овладения теоретическим учебным материалом. Главная особенность этого метода – теоретические доказательства, которые предполагают:
постановку познавательной задачи, которую можно решить на основе до-статочного уровня знаний и развития учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
тщательный подбор фактического материала;
определё нную форму рассуждений: анализ, наблюдения и выводы;
формулировку выводов;
включение дополнительных разъясняющих моментов, которые бывают необходимы в связи с конкретной ситуацией обучения.
Существенным звеном объяснения является получение обратной связи, которая реализуется путем постановки вопросов, побуждения учащихся к высказыванию своего понимания трудных мест.
Беседа, как метод обучения, представляет собой вопросо-ответную форму овладения учебным материалом. Главное требование к использова-нию этого метода – строгая система продуманных вопросов и предполагае-мых ответов учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нару-шениями).
Требования к постановке вопросов:
четкость и правильность формулировок;
доступность содержания;
связь между задаваемыми вопросами;
разнообразие их форм и формулировок;
вопросы должны соответствовать индивидуальным возможностям уча-щихся.
Работа учащихся со спортивным инвентарём.
Основное внимание при использовании этого метода обучения уделяет-ся следующим требованиям:
учитель должен дать краткий и четкий инструктаж по выполнению зада-ния;
проверить правильность усвоения полученных инструкций;
каждый учащийся должен знать название элементарного спортивного ин-вентаря (мяч, скакалка, гимнастический канат, гимнастическая скамейка, гимнастические маты и т. д.);
назначение спортивного инвентаря;
выполнение упражнения со скакалкой;
передача мяча в шеренге, катание мяча по полу, передача мяча в колонне.
Методы строятся из приемов, но не являются их совокупностью. Приём – это деталь, часть метода, отдельные операции мышления, моменты в про-цессе усвоения знаний, формирования умений и навыков. Методы обучения применительно к отдельному уроку или части урока приобретают более де-тальный характер. Метод в этом случае распадается на ряд приемов.
Методическая литература
1. И. М. Бгажнокова, к. п. н., профессор. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно-методические материалы. – М. : Гуманитарный издательский центр «Владос», 2013. – 181 с. – (коррекционная педагогика).
2. В. М. Мозговой, д. п. н., профессор. Современные подходы к физиче-скому воспитанию умственно отсталых детей. – М. : изд-во «Образова-ние», 2011.
3. А. М. Каунов. Современные технологии и методы обучения. /А. М. Ка-унов/ Перемена. – Волгоград: ВГПУ, 2008.
4. М. В Кларин. Технологический подход к обучению. /М. В Кларин /Школьные технологии. – 2003 – № 5.