Мария Кисловская
Методы и приемы здоровьесбережения в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Методы и приемы здоровьесбережения в ДОУ
Одной из первоочередных задач, стоящих перед системой дошкольного воспитания, безусловно, является сохранение физического и психического здоровья детей.
Для того, чтобы решить эту задачу была проведена следующая работа: претерпела некоторые изменения сетка занятий с детьми, традиционная программа «От рождения до школы» была дополнена работой по методу М. Монтесорри, а во вторую половину дня детям предлагается система дополнительных образовательных возможностей, в работу с детьми вовлекаются все специалисты учреждения.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Методические материалы
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Темочки
Цель данного комплекса мероприятий - развитие личностного и интеллектуально-творческого потенциала ребёнка. При этом основное внимание уделяется оценке психофизиологического состояния ребёнка, сохранению и поддержанию его психического и физического здоровья. Воспитательно-оздоровительная работа, проводимая в саду и реализуемая через систему физкультурно-оздоровительных мероприятий, определяется следующими направлениями:
1. Психологическое сопровождение развития
создание психологически комфортного климата в ДОУ
обеспечение педагогам положительной эмоциональной мотивации всех видов детской деятельности
Личностно - ориентированный стиль взаимодействия педагогов и специалистов с детьми
Психолого-медико-педагогическая поддержка ребенка в адаптационный период.
2. Организация режима двигательной активности ребенка:
Регламентированная деятельность
Утренняя гимнастика
Физкультминутки;
Физические упражнения после сна;
Физкультурные занятия.
Частично регламентированная деятельность
Спортивные праздники
Спортивные игры;
Подвижные игры на воздухе и в помещении
Нерегламентированная деятельность
Самостоятельная двигательная деятельность детей в помещении и на прогулке.
3. Работа по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни
Развитие представлений и навыков здорового образа жизни и поддержания здоровья
Воспитание общих и индивидуальных гигиенических навыков
Известно, что одной из проблем физического развития ребёнка в последнее время стала гиподинамия, проявляющаяся уже в раннем детстве. Основной показатель её - уменьшение спонтанных движений тела, которые, как известно, напрямую связаны с умственным развитием ребёнка. Такой подход базируется на положении И. М. Сеченова о том, что все акты сознательной и бессознательной психической жизни человека по своей структуре и динамике рефлекторны. Любое движение согласовано с чувствованием, которое выполняет в организме сигнальную функцию.»Мышечное чувство», благодаря которому осуществляются активные действия индивида, помогает ему воспроизводить такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнения и другие. С этой точки зрения «координация движений - есть зеркало умственных процессов»,- писал В. В. Клименко.
Именно поэтому, организуя психокоррекционную работу, важное место мы отводим использованию методов экспрессивной психомоторики, основным методом работы является экспрессивные этюды. Опора на методы психомоторики на этих занятиях позволяет ребёнку, во-первых, «выплеснуть» присущую ему экспрессивность, а во-вторых, снизить, а в некоторых случаях полностью снять блоки-комплексы, связанные с такими негативными проявлениями, как агрессивность, тревожность и депрессия, всё чаще отмечаемые в последнее время.
Особое внимание мы уделяем развитию чувственного восприятия. Методологической основой такого подхода являются работы немецких психологов В. Зигерта и Л. Ланга, которые, пытаясь описать человека математическими формулами, пришли к заключению, что соотношение разума и чувств будет выражаться в процентном соотношении соответственно как 10 к 90. Поэтому, давая ребенку, возможность обыграть своё внутреннее состояние, свои эмоциональные проблемы и переживания через систему ролевого взаимодействия в игре, предлагая малышу повторить за педагогом или придумать самому то или иное движение, мы предоставляем ему возможность, испытать многообразие как эмоциональных, так и мышечных ощущений. Всё это, в конечном счёте, способствует его самопознанию и самовыражению.
Все проводимые занятия обязательно имеют психологическое и логопедическое сопровождение, реализуемое и контролируемое через систему диагностики, а также специальных коррекционных и развивающих индивидуальных занятий с психологом и логопедом. Коррекционно-развивающая работа проводится также и воспитателями, организующими коллективные и индивидуальные игры. В эту работу вовлекаются также и родители, которые через различные методы и приемы погружаются в те условия, в которых находится их ребенок. В своей работе я часто применяю современные технологии, которые на первый взгляд ни как не связанны с психологией, так для гармонизации детско-родительских отношений в период обучения письму и подготовке к школе отлично подходят 3д-ручки. Они помогают поместить родителей в условия сходные с теми, в которых находится их ребенок при обучению навыку письма, помогает снизить завышенные родительские ожидания, а как следствие улучшить психологический климат в семье.
Коррекционно-развивающая работа, базируется на диагностических данных развития ребенка. Это, в первую очередь, показатели его психофизиологического развития и состояния здоровья. Данные, получаемые во время диагностики отражают состояние и динамику всех аспектов развития ребёнка и служат основой для составления его индивидуальной программы развития. Диагностическое обследование проводится соответствующими специалистами: психологами, логопедами и воспитателями. так же на заключительном этапе диагностики мы активно работаем с родителями детей, помогаем родителям понять зону «ближайшего развития» их ребенка и создать «дорожную карту» развития и достижения поставленных целей. Работая на финальных этапах диагностики с родителями, мы помогаем родителям увидеть их детей глазами специалиста, даем возможность узнать детей с новой стороны.