Мария Балакирева
Методы и приемы заучивания стихотворения Д. Хармса «Кораблик» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Заучивание стихотворений - одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений всегда связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова.
Публикация «Методы и приемы заучивания стихотворения Д, Хармса „Кораблик“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Корабль. Сказки, стихи, произведения о кораблях
- Средняя группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.
Начало занятия это всегда беседа о содержании стихотворения, которая помогает ребенку осмыслить и запомнить последовательность событий, их взаимосвязь, красоту, своеобразие поэтического языка. Но в беседе должна отрабатываться и осознанная выразительность речи.
Завершает разбор выразительное чтение педагога. При этом полезно обратить внимание детей на то, как прозвучат в его исполнении те или иные строчки.
Во время самостоятельного повторения дети утрачивают интонации, найденные при анализе и удававшиеся им при чтении отрывков. Это закономерно, т. к. ребенок вынужден одновременно решать несколько задач: вспомнить что за чем следует, произносить слова, не искажая и не заменяя их; читать выразительно. И пока он не запомнит текст хорошо, выразительность чтения будет страдать. Поэтому так важна возможность повторять стихотворение, отрабатывая выразительность чтения. Чтобы дети не утомлялись, можно провести игру-драматизацию. Мы часто используем средства театра теней. Поэтому занятие превращается в импровизированный спектакль.
В этом возрасте для заучивания хорошо использовать коротенькие стихи, например, Д. Хармс "Кораблик". Это стихотворение простое по композиции, в нём пляшущий, веселый ритм, с явно выраженной рифмой.
Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов.
Поскольку у детей четырех-пяти лет еще недостаточно развита способность к произвольному запоминанию, на занятиях не ставится задача запомнить стихотворение. Вместе с тем стихи заучиваются в процессе многократного повторения. Педагог несколько раз (5-6) повторяет текст, пользуясь разными приемами. Чтение дополняется игровыми действиями, которые совершают дети. Так, повторяя стихотворение дети могут украсить парус для кораблика, нарисовать реку или вырезать маску кота.
Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, педагог помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи. Чтобы поддержать интерес детей к запоминанию и улучшить его результаты, следует менять форму повторения (чтение в лицах, для кота, в игровой форме).