яна шипицына
Методы и приемы работы педагога-психолога с детьми с ЗПР в общеобразовательной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: статья посвящена методам и приемам работы педагогов –психологов с детьми, имеющими задержку психического развития, приводятся примеры упражнений, которые можно использовать на коррекционных занятиях с детьми.
Ключевые слова: методы, приемы, коррекционная работа, задержка психического развития.
Шипицына Яна Юрьевна,
педагог-психолог МБОУ «ООШ№ 51», г. Кемерово
Публикация «Методы и приемы работы педагога-психолога с детьми с ЗПР в общеобразовательной школе» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Психология школьников
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2024
«В нашей стране зафиксирован рост детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)- их стало больше на 9,4%»-об этом заявила еще три года назад бывший уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка Анна Кузнецова. Вместе с тем она посчитала положительной тенденцией увеличение числа детей с ОВЗ в обычных общеобразовательных школах. Одной из наиболее распространенных патологий у детей является задержка психического развития (ЗПР). Официально ЗПД диагностируется у 1-3% детей. Однако эксперты отмечают, что неспособность к обучению из-за ЗПР гораздо чаще. Согласно одному исследованию, интеллект снижается у 23% детей дошкольного возраста. В то же время значительные количества расстройств психического развития, в том числе ЗПР, не попадают в статистические исследования, поскольку они не диагностируются и не лечатся и часто остаются без внимания специалистов.
Обычно о задержке развития узнают уже во время учебы. Например, по статистике, у каждого десятого школьника недозрелая психика и незрелые психические функции (память, внимание и мышление). Эти дети плохо учатся в школе, но только половина из них имеет статус ЗПР.
Задержка психического развития у детей - сложная проблема с множеством факторов.
Нарушение психического развития возможно при сочетании нескольких факторов -биологических и социальных.
Биологические факторы включают в себя патологии при беременности, эндокринные заболевания матери, несовместимость резус-фактора, недоношенность, асфиксия плода, вызывающая кислородное голодание, черепно-мозговые травмы первых лет жизни, нейроинфекции, алкоголизм родителей, наследственность и т. д.
Согласно статистике, примерно 60–72 % случаев ЗПР вызваны биологическими факторами, при этом 49-50 % из них относятся к перинатальным патологиям и связаны с осложнённым течением беременности и родов. Большое значение также имеет алкоголизм: около 35 % детей с ЗПР рождены в семье родителей, страдающих алкогольной зависимостью.
Социальные факторы предполагают влияние неблагоприятной окружающей среды и общества : неблагоприятные условия жизни, отсутствие полноценного питания, неадекватное поведение по отношению к ребенку (например, чрезмерная опека или жестокое обращение с ребенком, напряженная семейная обстановка, низкий уровень культуры и образования, все, что связано с жизнью ребенка. Например, ему не разрешается выходить из дома, ходить в школу и обращаться к врачу.
Утрата эмоциональной привязанности между родителем и ребёнком, а также невозможность обеспечить его базовые потребности -это важные факторы в возникновении ЗПР
Существуют и другие потенциальные причины задержки психического развития у детей, и в некоторых случаях причина может оставаться неизвестной. Иногда врачи используют термин «идиопатическая ЗПР» для обозначения случаев, когда причина не установлена.
Дети с ЗПР-репрезентативная группа среди "проблемных детей". Некоторые дети с ЗПР имеют проблемы с обучением. Они усваивают знания медленнее сверстников, им труднее разбираются в сложных задачах, имеют проблемы в общении. Их речь непонятна, они сами плохо понимают, что говорят другие. Им трудно выражать мысли и чувства. У них есть очевидные проблемы с физическим развитием. Дети неуклюжи или медлительны, у них проблемы с координацией движений или недостаточная сила и выносливость. У некоторых детей возникают проблемы с социальным и эмоциональным развитием, у них возникают сложные дружеские отношения, они плохо понимают эмоции других людей, но они не способны понять эмоции других людей и не всегда способны управлять чувствами и поведением. В то же время дети с ЗПР - способные, творческие, прилежные и терпеливые, способные получать удовольствие от музыки, искусства, спорта и других занятий, любознательные и вдохновленные новым.
Задача специалиста повлиять на дальнейшее безболезненное вхождение их в социальный мир, на то, чтобы ребенок с ЗПР смог адаптироваться в обществе.
Все вышеупомянутое обуславливает актуальность данной статьи.
Психическое развитие ребенка – сложный процесс созревания и усложнения психических функций и личности, реализующийся под воздействием ряда наследственно-биологических и социальных факторов, таких как воспитание, обучение и влияние окружающей среды. К основным психическим функциям относятся гнозис, праксис, мышление, речь, память, чтение, письмо, счет, внимание, эмоции, воля, поведение, самооценка и др.
Для осуществления квалифицированной коррекции нарушений детей с ЗПР разработан механизм адаптированной программы для детей с ОВЗ.
Вот некоторые методы и приемы, которые можно использовать в своей коррекционно-развивающей работе с детьми данной категории.
Используются как традиционные, так и нетрадиционные методы.
К традиционным методам относятся :
1. Словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение и др.) имеют специфику в процессе обучения детей с задержкой психического развития.
Недостаточное формирование базовых умственных манипуляций и памяти у детей с задержкой психического развития, замедление скорости приема и обработки сенсорной и вокальной информации обуславливает потребность в управляемом сообщении новых материалов с деталями, деталями и конкретностью действий в виде алгоритмов (с использованием метода "малого шага").
При использовании словесных методов в работе со школьниками с задержкой психического развития необходимо создавать оптимальные условия, позволяющие:
• активизировать их познавательную деятельность;
• обеспечивать целенаправленность их восприятия и устойчивость внимания;
• формировать умения учебного рассуждения;
• быстро реагировать на возникающие у детей трудности.
2. Наглядные методы (наблюдения, демонстрация различных наглядных иллюстраций, схем) в коррекционном обучении детей с задержкой психического развития реализуются при опоре на сохранные звенья высших психических функций и использовании возможностей наиболее упрощённых форм деятельности.
Использование наглядных методов требует учёта особенностей школьников с задержкой психического развития:
• меньший объём восприятия,
• замедленный темп восприятия,
• трудности концентрации внимания.
При применении наглядных методов необходимо :
• использовать чёткие схемы и таблицы, приближённые к жизни,
• применять реалистические иллюстрации,
• рационально определять объём применения наглядных средств с соблюдением принципа необходимости и доступности.
Применение средств наглядности способствует формированию положительного эмоционального настроя у школьников с задержкой психического развития, повышению их учебной мотивации, активизации познавательной активности и позволяет обеспечить полисенсорную основу восприятия информации.
3. Практические (практические упражнения, графические работы).
Из общепринятых практических методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР наиболее эффективными являются упражнения и дидактическая игра. Необходимость упражнений обусловлена слабой мыслительной активностью детей данной категории, ослабленной памятью, трудностями восприятия и т. д. Поэтому, с помощью упражнений, многократного выполнения умственного и практического действия достигается овладение определенными знаниями.
Исходя из опыта своей работы, видно, что применение всех методов в совокупности приводит к наиболее эффективному положительному результату. Например, при изучении темы «Овощи» ребенку необходимо наглядно показать любой овощ, дать практически его изучить (потрогать, понюхать, попробовать на вкус, найти на ощупь) и словесно рассказать о нем.
В дополнении к традиционным методам воздействия, используются и нетрадиционные формы и методы работы. Они помогают в достижении максимальных возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.
Чтение с «замазанными окончаниями» : Педагог-психолог предлагает ученику либо карточку с текстом, либо текст, написанный на доске в котором отсутствуют окончания в различных словах. Требуется прочитать связно, подбирая окончания.
а) педагог-психолог предлагает выложить слово с помощью мелких предметов : фасоли, горошин, бисера (коррекционное упражнение на развитие мелкой моторики и волевой сферы);
б) педагог-психолог предлагает ученику разрезные карточки, из которых нужно сложить 2-4 слова, подобрать к этим словам предметы из лежащих на столе учителя, либо находящихся в классе и найти слово, обозначающее найденный предмет в словаре (коррекционное упражнение на развитие анализа, синтеза, смыслового соотнесение, чтения).
1. К таким методам можно отнести фитотерапию. Фитотерапия –это метод, основанный на использовании лекарственных растений. Для достижения терапевтического эффекта. В контексте работы с детьми, имеющими ЗПР, фитотерапия может играть важную роль как в коррекции эмоционального состояния, так и в стимулировании когнитивных процессов. .Этот метод хорошо зарекомендовал себя при лечении дизартрии, логоневрозе и т. д. Однако важно помнить о необходимости индивидуального подхода и консультаций со специалистами, чтобы обеспечивать безопасность и эффективность выбранных методов
2. Музыкотерапия – воздействие музыки на ребенка.
Традиционная форма работы, основанная на пассивном восприятии музыки, во-первых, как катализатора эмоциональных процессов, во-вторых, как музыкального фона во время рисования, а в-третьих, как средства релаксации, усиливающего вовлеченность слушателя в процесс работы.
Активная работа с образами музыки, которая включает в себя следующее:
- упражнения на самосознание через музыку (описание эмоционального и образного содержания музыки, сравнение ее со своим состоянием);
- своеобразный танец под музыку - решает задачи самовыражения, двигательного раскрепощения;
- зарисовка музыкальных образов, в том числе и групповая, в процессе которой отрабатываются модели оптимального взаимодействия со сверстниками;
- музыкальные зарисовки - индивидуальная импровизация на какую-то тему («Мое состояние», «Мой автопортрет»). Это способствует раскрепощению ребенка, обогащает его невербальное самовыражение;
- диалоги на инструментах, в процессе которых дети общаются друг с другом с помощью музыкальных инструментов, что способствует их взаимопониманию, улучшает модели поведения;
-«живая музыка» (одну и ту же мелодию выполняют в разных манерах, например: колыбельную -решительно, испуганно, радостно и т. д.).
Музыкотерапия применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме работы, при этом педагог использует различный музыкальный репертуар
3. Хромо терапия – воздействие цвета на организм ребенка.
Цвет содержит крупные педагогические возможности. О данном заявляли Немов Р. С., Рогов Е. И., Ефименко Н., Евсевьев М. Е. При поддержке цвета, возможно, донести до ребенка нужную информацию, уменьшая тем самым словесные пояснения.
Хромотерапия может посодействовать для снятия напряженности, при поднятии работоспособности, профилактические и коррекционные занятия с детьми младшего и старшего школьного возраста, равно как предупреждение и лечение офтальмологических болезней: близорукость, дальнозоркость, при зрительном утомлении, при излечении и профилактике близорукости у ребенка, формирование внимания, мышления, цветоразличение, устранение напряжения и страха, усиление нервной системы, увеличение уверенности в себе. Однако, для того чтобы грамотно использовать цвет, следует понимать его характеристики.
Красный одаряет чувством защищенности, уверенностью в завтрашнем дне, может помочь проще справиться с проблемами. Благоприятно воздействует на отрицательные психологические состояния: безразличие, подавленность, боязнь, неуверенность в себе.
Жёлтый содействует релаксации и вселяет оптимистичность, положительно влияет на нервную систему, повышает интеллектуальные способности, улучшает память, способствует ясности и точности мысли.
Синий успокаивает сознание и имеет бодрящий результат.
Зелёный оказывает успокаивающее, расслабляющее влияние. Благоприятно влияет на изменении и формировании характера у детей.
Метод «Хромотерапии» помогает в достижении максимальных возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекционного обучения младших школьников с ЗПР
4. Пескотерапия – игры с песком. Специалисты психологи утверждают, что песок поглощает негативную энергию, очищает ребенка, стабилизирует его эмоциональное состояние.
В основу песочной терапии с детьми с ЗПР положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга. При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. У детей улучшается эмоциональное состояние, активно развивается мелкая моторика: ведь каждый элемент рисуется определенным пальчиком определенной руки, а маленькие фигуры побуждают детей задействовать полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, в результате чего укрепляется его нервная система.
Какие достоинства и преимущества песочной терапии существуют:
-Позволяет снять контроль сознания;
-Освобождает творческий потенциал и внутренние чувства;
-Позволяет проработать психотравмирующие ситуации;
-Обеспечивает непосредственно игру, где нет никакого правильного или неправильного пути;
-Не имеет ограничений для использования с детьми разных возрастов и имеющих разный интеллектуальный статус;
-Возможность перейти из роли пострадавшего в роли созидателя;
-Дополнение к другим методам работы : изотерапия, сказкотерапия и др.
Опыт работы показал, что в результате работы у детей с ЗПР :
-Стабилизируется психоэмоциональное состояние;
-Совершенствуются координация движений, пальцевая моторика;
-Развивается сенсорно-перцептивная сфера, тактильно-кинестетическая чувствительность;
-Развиваются навыки общения и речь, пространственная ориентация;
-Стимулируются познавательные интересы и расширяется кругозор.
В процессе работы с песком так же осуществляется и речевое развитие:
-Обогащается словарь, и из пассивного словаря, полученного на занятиях, постепенно переходит в активный;
-Развивается монологическая и диалогическая речь.
Представим несколько игр и заданий, которые можно проводить в рамках песочной терапии с детьми с ЗПР.
Развитие тактильно-кинестетических ощущений
1. Скользить ладонями (ребром ладони) по поверхности песка зигзагообразными или круговыми движениями (машинки, санки, змейки)
2. Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребра ладоней всевозможные причудливые узоры на песке. Игра «Необыкновенные следы».
Ребенок ладошками и кулачками надавливает на песок, кончиками пальцев ударяет по его поверхности, перемещает кисти рук в разных направлениях, делает поверхность волнистой, двигает всеми пальцами одновременно – цель, имитация следов животных, пресмыкающихся, птиц и насекомых.
3.«Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно, затем можно группировать пальцы, создавая «загадочные следы»
4. Найти в песке среди других заданную игрушку или букву (вариация игры «Волшебный мешочек») Развитие дифференцированных движений, силы, ловкости пальцев
(все упражнения выполняются сначала ведущей рукой, затем второй рукой, затем обеими одновременно)
5. Сжимать и разжимать поочерёдно пальцы, погружённые в песок
6. Ладони погружены глубоко в песок. Поднимать поочерёдно пальцы так, чтобы они показались из песка
7. В глубине песка выполнять различные упражнения («Рожки» - «Ушки», «Колечки»)
Развитие фонематического слуха
1) 1Водолаз. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки и называть их, произнося дифференцируемые звуки.
2) Два города. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки, называть их, произнося дифференцируемые звуки, и раскладывать их на две группы.
3) Мой город. Подбирать из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук и строить город
Формирование слоговой структуры слова
1. Следы на песке. Сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.
2. Мельница. Ссыпать из кулачка столько кучек «зерна», сколько частей в слове и посчитать.
Совершенствование лексико-грамматических категорий
Чего не стало. Педагог стирает часть предметов на песочной картинке, ребёнок узнаёт, что изменилось, закрепляя употребление сущ. в Род. падеже ед. ч. и мн. ч.
Подбери слово. Находить игрушки в песке и подбирать к их названиям прилагательные.
Лодочка. Создавать игровые ситуации для упражнения в речи грамматических категорий:
предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед) ;
приставочных глаголов (отплыть, подплыть, пристроили, надстроили) ;
наречий (глубоко, далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро)
Игра «Отгадай загадку»
В эту игру можно играть даже с малышами. Несмотря на простоту, данная игра помогает в развитии мелкой моторики и мышления.
Оборудование: песочница и маленькие игрушечки.
Правила очень просты – ребенок отворачивается, а вы прячете в песке игрушку-ответ к загадке. Далее ребенок поворачивается, вы загадываете загадку, а он должен отгадать ее и проверить правильность ответа, найдя отгадку в песке.
Игра: «Один – много»
Цель: научить образовывать множественное число имен существительных.
Оборудование: песочница, мелкие игрушки или предметные картинки.
Ход игры: взрослый прячет игрушки или картинки в песке, ребёнок должен достать любую из них назвать в единственном числе, а затем во множественном. Например: «Огурец - огурцы, стул - стулья, ложка-ложки».
Игра: «Сотри лишнее»
Цель: способствовать развитию связной речи, умение объяснять свой выбор; тренировать логическое мышление.
Ход игры: педагог рисует на песке три объекта – геометрические фигуры, простые предметы, легко узнаваемые по очертаниям, например, лист, цветок и рыбку. Детям предлагается стереть лишний предмет, объяснить, почему именно этот предмет «лишний» и, по желанию, продолжить ряд (например, лист-цветок-дерево).
«Картины на песке»
Цель: Развитие творческого потенциала детей.
«Солнечные лучики»
Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному солнышку».
«Норка для мышки»
Ребенок вместе с Воспитателем копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем мама озвучивает игрушку, например, мышку-норушку, пищит, хвалит малыша за такой замечательный домик, просовывая в него игрушку.
«Цветной ковер»
Взрослый пальцем, рисует большой квадрат. Дети украшают «ковер» различными мелкими предметами.
Упражнения на дыхание.
Выровняй дорогу. От детской машинки проведена канавка в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.
Что под песком? Под тонким слоем песка картинка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.
Помоги зайцу. В песке углубления – «следы» зайца. Надо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила.
Секрет. В песке неглубоко закопана игрушка. Сдуванием песка обнаружить спрятанное.
Добрый великан. Перед игрушкой невысокая горка. Воздушной струёй разрушить горку, сравнять с поверхностью, чтобы герой продолжил путь
В заключении следует отметить, что работа педагога-психолога с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) требует комплексного и индивидуального подхода, в котором сочетание традиционных и нетрадиционных методов играет решающую роль в успешной коррекции и развитии данных детей.
Традиционные методы, такие как словесный, наглядный и практический, позволяют создать основу для начального обучения и развития навыков. Словесные методы, включая беседы и обсуждения, помогают наладить коммуникацию и формировать у детей понимание своих эмоций и действий. Наглядные методы, в свою очередь, способствуют визуальному восприятию информации, а практические методы обеспечивают активное участие детей, что особенно важно для их мотивации и вовлеченности в процесс обучения.
Однако, использование нетрадиционных методов, таких как музыкотерапия, хромотерапия, пескотерапия и фитотерапия, открывает новые горизонты для работы с детьми с ЗПР. Эти методы способствуют не только коррекции специфических нарушений, но и развитию эмоциональной сферы, снятию стрессов и повышению общей адаптивности ребенка. Например, музыкотерапия может стать мощным инструментом для развития слухового восприятия и улучшения социальной адаптации, в то время как пескотерапия предоставляет детям возможность выразить свои чувства и мысли в безопасной и игровой форме.
Таким образом, комбинирование традиционных и нетрадиционных подходов в работе педагога-психолога с детьми с ЗПР позволяет создать многоуровневую поддержку и расширяет возможности для эффективного обучения и развития. Это делает процесс обучения более гибким и адаптивным, что в конечном итоге положительно сказывается на успешности интеграции детей в общество и их личностном развитии. Такой подход способствует формированию у детей с ЗПР уверенности в себе, повышает их социальные навыки и помогает достичь поставленных образовательных целей.