Наталья Терновская
Методы и приемы обучения лепке во второй младшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, меня зовут Терновская Наталия Евгеньевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 102». Имею 1 квалификационную категорию, стаж педагогической деятельности 22 года. Тема моей презентации: «Методы и приемы обучения лепке в младшей группе детского сада».
Слайд 2
Дошкольный возраст — это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование.
Публикация «Методы и приемы обучения лепке во второй младшей группе детского сада» размещена в разделах
Создание образа связано с проявлением разнообразных чувств, эмоций. Воспитание у детей эмоционального отношения к изображаемым явлениям необходимо, т. к. процесс лепки - это не только передача отдельных черт, свойств, но и момент активного вхождения в образ.
Во ФГОС ДО определены следующие целевые ориентиры образования:
эмоциональная вовлеченность детей в продуктивную деятельность
проявление настойчивости в достижении результата своих действий;
развитие крупной и мелкой моторики
Данная деятельность находит свое отражение в таких направлениях работы как:
- совместная деятельность детей с педагогом (включая НОД)
- в ходе режимных моментов
- в самостоятельной деятельностей детей
- в совместной деятельности с семьями воспитанников
Слайд 3
Лепка необходима для развития у детей ощущений, восприятий и наглядных представлений. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета.
И. М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно недоступны. Руками мы ощупываем предметы со всех сторон, и в этих определениях очень большую роль играет разнообразное изменение формы ладонной поверхности, дающее возможность чувствовать углы, выпуклости, углубления и пр.».
В лепке ребенок должен отразить материальные свойства тел - их объем, форму, плотность, фактуру. Это возможно лишь тогда, когда в опыте ребенка уже имеются осязательные следы, так как зрительное отражение этих качеств предмета в отличие от осязательного опосредованно.
Слайд 4
Поэтому целью моей работы стало - разработать эффективные методы и приемы обучения детей второй младшей группы лепке в условиях реализации ФГОС ДО.
Данная цель решалась мною через задачи:
1. Способствовать созданию и обогащению развивающей предметно-пространственной среды
2. Содействовать обогащению разнообразными яркими жизненными впечатлениями от восприятия окружающего мира и искусства
3. Разнообразить формы работы с родителями
Слайд 5
Свою работу я строила поэтапно:
1 этап – подготовительный, включал в себя:
• Перспективное планирование в рамках выбранной темы
• Разработку картотеки игр и упражнений для подготовки руки к лепке, картотеки пальчиковой гимнастики
• Выбор времени, места, формы, организации
• Подбор художественного слова
• Разработку консультаций, семинаров для родителей
2 этап – организационный:
• Организация и проведение НОД
• Организация совместной продуктивной деятельности в режимных моментах
3 этап – результативный:
• Организация выставок коллективных работ детей, и их использование в качестве оформления интерьера группы.
Слайд 6
Любая деятельность имеет свою структуру. И основным побуждающим моментом к продуктивной деятельности является мотивация к ней.
Во-первых, для ребенка важно, чтобы продуктивная деятельность была интересной и приносила удовольствие. В младшем дошкольном возрасте ребенку доставляет удовольствие сам процесс создания, но если результат не соответствует ожиданиям ребенка, то интерес к деятельности может быть потерян. Именно поэтому для меня важно было продумать те методы и приемы, которые способствовали формированию мотивации к данной деятельности. Таким образом, я считаю необходимым со своей стороны обогащать развивающую предметно-пространственную среду разнообразными материалами для лепки и знакомить детей с вариантами их использования, как на занятиях, так и в свободной деятельности детей. Немаловажным аспектом для формирования мотивации к деятельности является и обогащение разнообразными эмоциональными впечатлениями: чтение художественной литературы, театрализованные представления, развлечения, праздники.
Слайд 7
Формы организации совместной продуктивной деятельности:
- фронтальные - одновременная работа педагога со всеми детьми группы - эта форма организации детей является основной по сообщению детям новых знаний.
- организация малых групп (работа педагога с подгруппами детей, сформированными в зависимости от целей занятия или индивидуальных особенностей)
- Индивидуальная работа с одним ребенком.
Индивидуально, работая с каждым, мы сделали первую коллективную работу – «Солнышко», где каждый ребенок слепил свой лучик.
Слайд 8
Обучение детей лепке я начала с подготовки руки как на занятиях, так и вне занятий.
Для развития мелкой моторики использовались такие игры как мозаика, прищепки, пальчиковая гимнастика. Для обучения детей раскатыванию столбиков брала палочки разной толщины, цветные карандаши и направляла движение ладоней детей вверх-вниз, вперед-назад. Затем усложняла задание – дети скатывали шарики круговыми движениями ладоней. Сначала детям сложно было удержать предмет между ладонями, постепенно они научились двигать ими в нужном направлении.
Для развития силы рук использовала формочки для пластилина – детям нужно было вдавливать кусочки пластилина в формы и аккуратно извлекать оттуда.
Для развития интереса детей использую пластилин разного вида – плавающий, обычный, тесто для лепки, шариковый пластилин и космический песок.
Поделки из формочек обыгрывались детьми.
Слайд 9
На данном слайде представлено планирование в рамках темы «Осенние мотивы». Занятия по лепке проводятся в чередовании с занятиями по рисованию, т. е. один раз в две недели. Занятия проводились на первой и третей неделе месяца. От занятия к занятию усложнялись задачи для детей от простого к сложному. Самым главным для меня было подобрать сюжет для мотивации детей к лепке. В основном я опиралась на сказки – самое близкое и понятное детям младшего возраста.
Слайд 10
На первом занятии мы вспомнили сказку «Теремок». Герои сказки построили новый теремок и мы для них приготовили угощения – баранки. Целью занятия стало: Совершенствовать умение раскатывать столбик
движениями ладоней вперед-назад, вверх-вниз,
развивать умение соединять деталь. В качестве оформления коллективной работы были использованы бумажные зверюшки, выполненные в стиле «оригами»
Слайд 11
Главной задачей второго занятия стало - Формировать умение скатывать пластилин между ладонями круговыми движениями. Дети охотно лепили Колобка, чтобы порадовать героев сказки «Колобок»
Слайд 12
На третьем занятии Машенька угощала Мишку яблоками. Усложнением для детей стало - Создавать предмет, соединяя две детали. Впервые на занятии познакомились с приемом вдавливания.
Слайд 13
Сюжет к четвертому занятию был изготовлен из пластилина. Фигурки героев сказки привлекли внимание детей и каждый хотел посадить свою репку на огороде у бабки с дедкой. Главной задачей стало - Создавать основную форму способом раскатывания шара круговыми движениями ладоней, слегка оттягивать и сплющивать хвостик. Вызвать интерес к созданию образов по мотивам знакомых сказок.
Слайд 14
Жили-были дед да бабка… многие сказки начинаются с этих слов. Это самые знакомые и любимые герои для детей. Задачей следующего занятия было задание помочь приготовить заготовки на зиму для деда и бабки. Герои кукольного театра приготовили банки для осенних заготовок.
Слайд 15
На данном слайде я бы хотела остановиться по подробнее, поскольку на примере одного занятия, хотелось бы раскрыть те методы и приемы, которые позволяют удержать внимание маленьких дошколят на протяжении всего занятия и сохранить интерес к выполнению задания.
В начале занятия мы нашли гостя (Ежика) в нашем природном уголке и познакомились с ним. То есть сюрпризный момент – внесение героя, позволил переключить внимание детей со свободной деятельности на образовательную. Рассматривание героя, художественное слово, беседа о необходимости оказать помощь в заготовках на зиму для ежика, позволили поставить перед детьми обучающую задачу.
Объяснение задания так же осуществлялось в кругу, за стол дети сели только непосредственно для его реализации.
На данном занятии было усложнение - раскатывании пластилина круговыми движениями ладоней и сплющивании его пальцами в диск, и соединение двух деталей.
По ходу выполнения работы – моя помощь заключалась в раскатывании деталей рукой ребенка у которого не хватало усилий для выполнения данного задания.
Готовые грибочки дети устанавливали на заранее подготовленную лесную полянку, которая тоже привлекала внимание детей своей яркостью и сохраняла интерес к работе на протяжении всего занятия.
В дальнейшем данная коллективная композиция стала украшением интерьера группы.
Слайд 16
Строя работу в данном направлении я не упускала тот момент, что родители (законные представители) являются такими же полноправными участниками образовательных отношений как и дети и педагоги. Таким образом, мной были разработаны консультации для родителей, был проведен семинар «Пальчиковые игры в жизни ребенка» и организованы совместные творческие выставки.
Слайд 17
Осознавая важность гармоничного развития детей, и понимая особую значимость в этом процессе продуктивной деятельности, я ставлю перед собой следующие перспективы:
• развитие интересов, способностей каждого ребёнка, стимулированием активности, самостоятельности, посредством обогащенной развивающей предметно-пространственной среды;
• Разработка картотеки игровых упражнений;
• Пополнение картотеки пальчиковых игр;
• Вовлечение родителей в совместную продуктивную творческую деятельность посредством совместных выставок.