Инна Дмитренко
Методы и приемы мнемотехники в работе с дошкольниками
Методы и приемы мнемотехники в работе с дошкольниками
С давних времён людьми замечено, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких же слов с картинками, и он их усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена преобладанием зрительно-образной памяти. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребёнка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то не стоит рассчитывать на корректное запоминание материала. Мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. [1.3] Более того, приёмы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи. Приём мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Публикация «Методы и приемы мнемотехники в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:
Развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления, речи;
Перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы;
Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах.
Для начала детей младшего дошкольного возраста знакомят с мнемоквадратами — понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки — это дорожка из четырёх картинок, по которым можно небольшой рассказ в 2-3 предложения. В дальнейшем используется самая сложная структура — мнемотаблица, которая представляет собой изображения основных звеньев, в том числе и схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или стихотворение.
Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребёнка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но ещё и на фантазию, визуализацию образов ребёнком.
В работе с детьми целесообразно использовать мнемотаблицы [12] для таких целей, как обогащение словарного запаса, обучению составлению рассказов, пересказ художественной литературы, отгадывание и загадывание загадок, а также заучивание стихов.
Предметно-схематические модели мнемотехники, используемые для развития речи дошкольников должны соответствовать определё нным требованиям:
Чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
Ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
Быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;
Должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель — такая, какую он себе мыслит и представляет.
Но надо отметить, что знакомя дошкольников с мнемотаблицами, необходимо соблюдать алгоритм работы с моделями :
Введение элементов схем, символов (например, обозначения: цвет, форма, величина, действие).
Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, так как у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области, потому что символ универсален.
Введение отрицаний ( например: не большой, не круглый, не съедобный).
Сочетание символов, «чтение» цепочки символов.
Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество.
Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов в образы.
После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших — самостоятельно.
Необходимо помнить о важности применения модельных схем в соответствии с возрастом ребё нка: младший возраст (4-9 клеток, средний (9-16 клеток, старший (16-25 клеток).
Детям младшего дошкольного возраста трудно уловить обучающую информацию сразу через мнемотаблицу, потому с ними удобнее работать при помощи мнемодорожек. Мнемодорожка также несёт в себе обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка. Работать с мнемодорожкой можно, используя приёмы наложения и приложения (часто используемые в работе с детьми младшего возраста, исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаё тся достичь следующих результатов: у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире, появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории, появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, словарный запас выходит на более высокий уровень, дети учатся свободно держаться перед аудиторией.
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Зрительный образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбираются рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку).
Итак, чем раньше дети будут учиться рассказывать и пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше они будут подготовлены к школе.
В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются проблемы в развитии речи: недостаточный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, неразвитое логическое мышление, большое количество слов-паразитов и нелитературных слов. Поэтому перед педагогами дошкольных учреждений встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Так как в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, дети лучше запоминают события и явления, близкие их жизненному опыту, т. е. то, что они уже видели или на что могут посмотреть. При обучении детей вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Работа с технологией мнемотехники опирается на следующие принципы:
Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;
Принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике образования.
Поэтому можно предположить, что чем раньше дети будут учиться рассказывать и пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше они будут подготовлены к школе, так как связная речь и хорошая память являются важными показателями умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.