Лучший педагог года

Методы и приемы мнемотехники в работе с дошкольниками

Инна Дмитренко
Методы и приемы мнемотехники в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

Методы и приемы мнемотехники в работе с дошкольниками

С давних времён людьми замечено, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких же слов с картинками, и он их усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена преобладанием зрительно-образной памяти. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребёнка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то не стоит рассчитывать на корректное запоминание материала. Мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. [1.3] Более того, приёмы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи. Приём мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Публикация «Методы и приемы мнемотехники в работе с дошкольниками» размещена в разделах

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:

Развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления, речи;

Перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы;

Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах.

Для начала детей младшего дошкольного возраста знакомят с мнемоквадратами — понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки — это дорожка из четырёх картинок, по которым можно небольшой рассказ в 2-3 предложения. В дальнейшем используется самая сложная структура — мнемотаблица, которая представляет собой изображения основных звеньев, в том числе и схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или стихотворение.

Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребёнка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но ещё и на фантазию, визуализацию образов ребёнком.

В работе с детьми целесообразно использовать мнемотаблицы [12] для таких целей, как обогащение словарного запаса, обучению составлению рассказов, пересказ художественной литературы, отгадывание и загадывание загадок, а также заучивание стихов.

Предметно-схематические модели мнемотехники, используемые для развития речи дошкольников должны соответствовать определё нным требованиям:

Чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;

Ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;

Быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;

Должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель — такая, какую он себе мыслит и представляет.

Но надо отметить, что знакомя дошкольников с мнемотаблицами, необходимо соблюдать алгоритм работы с моделями :

Введение элементов схем, символов (например, обозначения: цвет, форма, величина, действие).

Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, так как у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области, потому что символ универсален.

Введение отрицаний ( например: не большой, не круглый, не съедобный).

Сочетание символов, «чтение» цепочки символов.

Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество.

Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов в образы.

После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших — самостоятельно.

Необходимо помнить о важности применения модельных схем в соответствии с возрастом ребё нка: младший возраст (4-9 клеток, средний (9-16 клеток, старший (16-25 клеток).

Детям младшего дошкольного возраста трудно уловить обучающую информацию сразу через мнемотаблицу, потому с ними удобнее работать при помощи мнемодорожек. Мнемодорожка также несёт в себе обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка. Работать с мнемодорожкой можно, используя приёмы наложения и приложения (часто используемые в работе с детьми младшего возраста, исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаё тся достичь следующих результатов: у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире, появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории, появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, словарный запас выходит на более высокий уровень, дети учатся свободно держаться перед аудиторией.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Зрительный образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбираются рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку).

Итак, чем раньше дети будут учиться рассказывать и пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше они будут подготовлены к школе.

В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются проблемы в развитии речи: недостаточный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, неразвитое логическое мышление, большое количество слов-паразитов и нелитературных слов. Поэтому перед педагогами дошкольных учреждений встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Так как в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, дети лучше запоминают события и явления, близкие их жизненному опыту, т. е. то, что они уже видели или на что могут посмотреть. При обучении детей вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Работа с технологией мнемотехники опирается на следующие принципы:

Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;

Принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике образования.

Поэтому можно предположить, что чем раньше дети будут учиться рассказывать и пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше они будут подготовлены к школе, так как связная речь и хорошая память являются важными показателями умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками при обучении рассказыванию по теме «Осень»Фотоотчёт «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками при обучении рассказыванию по теме «Осень» Мнемотехника – это схема, в которую заложена определённая информация, состоящая из квадратов и дорожек. Это настоящая палочка-выручалочка.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Консультация для воспитателей «Методы и приемы руководства детским конструированием» Основной формой обучения детей конструированию являются занятия, на которых применяются различные методы и приемы работы: - наблюдение и.

Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки».Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки». Здравствуйте, уважаемые коллеги!В нашем детском саду получилось так, что за небольшой промежуток времени обновился и «помолодел» наш педагогический.

Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природыМетоды и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природы Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н.

Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском садуМетоды и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду Цель исследования: - выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду. Задачи: - изучить литературу по данной.

Опыт работы по теме «Методы и приемы, используемые в процессе разучивания музыкально-ритмических движений» С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах.

Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемыЭкспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемы Экспериментальная деятельность в детском саду Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы и приемы мнемотехники в работе с дошкольниками
Опубликовано: 15 декабря 2023 в 13:59
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы и приемы мнемотехники в работе с дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Инна Дмитренко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД