Ирина Болтенко
Методы и приемы литературного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Как представляется, литературное развитие детей дошкольного возраста будет происходить результативнее, если будут использоваться определенные методы и приемы.
Выбор методов и приемов литературного развития детей опирается на требования ФГОС ДОО, согласно которому основной целью образовательного процесса является развитие личности дошкольника.
Публикация «Методы и приемы литературного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Возможные пути реализации ФГОС ДОО содержатся в вариативных образовательных программах дошкольного образования. В стандарте задачи приобщения к художественной литературе отражены в двух областях «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».
Образовательная область «Речевое развитие» направлена на знакомство детей с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. В данной области основной акцент делается на знакомство детей с книгой как важным атрибутом культуры.
Следуя за ФГОС ДОО, для развития восприятия художественной литературы дошкольниками следует использовать такие традиционные методы, как чтение и рассказывание детям художественных произведений и произведений фольклора. Кроме того, следует использовать такие методы работы, которые позволяют обеспечить активную субъектную позицию ребенка в приобщении к чтению, развитие творческих способностей дошкольников. К таким формам можно отнести:
- проектную деятельность;
- игровые образовательные ситуации;
- продуктивную деятельность, создание макетов по содержанию художественных произведений;
- литературные игры, театрализованные игры.
Специалисты справедливо отмечают, что для того, чтобы считать восприятие художественной литературы полноценным, ребенок должен давать собственные эстетические оценки героям, высказывать личное отношение к содержанию текста, понимать не только логику изложения, но и воспринимать образность сюжетов и персонажей.
При этом очевиден тот факт, что сами по себе вышеназванные способности у детей не формируются. Детей необходимо учить эмоциональному и вдумчивому восприятию литературы, прививать им навык размышления над прочитанным.
Для выработки методики работы над произведением художественной литературы вместе с ребенком следует опираться на литературоведческие законы и правила построения художественных произведений. Также обязательно учитывается психология детского восприятия художественных произведений, причем учитывается конкретная возрастная группа. Обязательно должны использоваться собственные методические наработки воспитателя, которые должны опробоваться и оттачиваться педагогом в процессе его профессиональной деятельности в дошкольной организации.
Основываясь на основных методических требованиях сегодняшнего дня, можно выделить три последовательных этапа работы над восприятием художественного литературного произведения. В первую очередь это начальный синтез, далее следует анализ исследуемого текста и на последней стадии – вторичный синтез. Из всех названных видов деятельности, ведущей является анализ, проводимый при обязательном руководстве воспитателя. Это центральное звено педагогической деятельности при изучении художественной литературы вместе с ребенком.
Восприятие детьми художественной литературы – деятельностный подход, который предполагает совместную и самостоятельную деятельность детей. Совместная деятельность подразделяется на образовательную и режимные моменты. Восприятие художественной литературы обеспечивает развитие во всех образовательных областях.
Таким образом, грамотная организация работы с художественной литературой позволяет положительно влиять на речевое и общее развитие ребенка, его дальнейшую успешную социализацию. Для повышения уровня восприятия художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста необходимо создавать педагогические условия с использованием методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям. Необходимо строить деятельность, ориентированную на интересы и возможности каждого ребенка.