Кристина Кляшко
Методы и приемы как способы развития устной речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методы обучения - это способы совместной деятельности воспитателя и детей, направленные на решение задач развития речи. В дошкольной педагогике методы обучения классифицируются преимущественно по источнику знаний.
1) Наглядные методы : наблюдение, экскурсии, смотры-экскурсии, рассмотрение предметов, картин, просмотр диафильмов, кинофильмов, телепередач, дидактические игры с наглядностью. Использование этих методов соответствует дидактическому принципу наглядности и наглядно-действенному и наглядно-образному характеру мышления дошкольников. Эффективность усвоения детьми знаний, формирование полноценных представлений, развитие таких психических процессов, как восприятие, память, мышление и на этой основе развитие речи, во многом зависит от того, насколько широко в познавательную деятельность включаются различные формы чувственного восприятия.
Публикация «Методы и приемы как способы развития устной речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Если объекты доступны непосредственному восприятию детей, воспитатель использует метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, рассматривание натуральных предметов, игрушек.
2) Словесные методы. Значение этой группы методов состоит в том, что они дают возможность осуществлять в единстве расширение и закрепление знаний детей об окружающем мире и формирование их языковых умений и навыков. К этим методам относятся : слушание литературных произведений, заучивание стихов, беседы, рассказы детей, пересказ. Словесные методы дают возможность развивать у детей умение понимать содержание речи, применять знания без опоры на наглядность.
Эффективным и доступным для детей словесным методом является рассказ воспитателя. Его цель - сформировать яркие и точные представления о событиях или явлениях. Ясность и простота описания объекта или изложения события, лаконичность повествования, яркость образов, близость опыта воспитателя интересам детей - необходимые условия успешного восприятия детьми содержания рассказа.
Рассказы детей являются методом, направленным на совершенствование умственной деятельности, глубокое закрепление знаний и формирование речевых умений. В обучении дошкольников используют рассказы различного характера: пересказ, описание, сюжетный рассказ из опыта, творческий рассказ, рассказ-рассуждение, рассказ-объяснение. Рассказ ребенка предполагает его направленность на слушателя. Желание быть понятным побуждает к выбору языковых средств, которые точно передают содержание мысли. Отражение в речи ранее сложившихся представлений и знаний способствует уточнению и закреплению их.
К словесным методам так же относится беседа. По дидактической цели беседы разделяют на вступительные, сопровождающие и заключительные.
Вступительные беседы проводятся тогда, когда воспитатель знакомит детей с новыми явлениями, формирует новые навыки, способы действия. Во время вступительной беседы он обнаруживает знания, опыт детей по данной теме, уточняет, активизирует и на этой основе ставит перед детьми познавательные и практические задачи, вызывает к ним интерес
Сопровождающая беседа используется в наблюдениях, экскурсиях, рассматривании картин.
Заключительная, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации знаний, их дальнейшего углубления и осознания. Она планируется как самостоятельное занятие. С помощью специально подобранных вопросов воспитатель активизирует познавательную деятельность, направляет и развивает мысль, дополняет знания, учит простым соображениям. Такой оживленный обмен мнениями способствует развитию мышления и познавательных интересов, развитию речи.
4) Практические методы. Цель этих методов - научить детей на практике применять полученные знания, помочь приобрести и усовершенствовать речевые умения и навыки. К практическим методам относятся словесные дидактические упражнения, игровые методы, элементарные опыты и моделирование.
Упражнения - это многократное повторение детьми умственных и практических действий. Упражнения могут быть разного характера:
имитационного (простое повторение тяжелого слова для его запоминания, звука для овладения произношением,
конструктивного (упражнение в овладении умственным действием - подбор обобщающих слов к группе прилагательных или существительных, подбор противоположного по значению слова и т. д. ,
творческого (использование усвоенных способов в новых условиях, например, самостоятельная постановка вопросов в беседе)
В детском саду практические методы часто имеют игровой характер. К ним относятся дидактические игры, наглядные игры-занятия, игры- инсценировки. Одним из компонентов игрового метода является воображаемая игровая ситуация (при наличии сюжета, ролей, игровых и операционных действий).
Одним из видов игрового метода является дидактическая игра, в которой все действия детей можно регулировать игровыми задачами и игровыми правилами.
Работу со знакомым литературным текстом можно проводить с помощью игры-драматизации, инсценировки.
На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, при ознакомлении с некоторыми предметами и явлениями быта, природы могут быть использованы методы трудового характера (например, приготовление пищи, поисковые действия с целью выделения качеств и свойств предметов.
Прием - это элемент, составная часть метода. Каждый метод, как правило, включает несколько приемов. В методике развития речи, как и в дошкольной педагогике, приемы классифицируются в зависимости от места в них наглядности и эмоциональности. Они делятся на наглядные, словесные и игровые.
1) Важнейшими являются словесные приемы : речевой образец, вопрос, объяснение, указание, оценка детской речи.
Речевой образец - правильная, специально подготовленная языковая деятельность воспитателя, которую должны исследовать дети. Образец может иметь формы слова, предложения, связного высказывания. Однако независимо от формы он должен быть доступным детям. Особенно это касается образца связного повествования. Образец должен предшествовать речевой деятельности детей. Во время одного занятия он может использоваться несколько раз, по мере необходимости.
Вопрос - словесное обращение, требующее ответа, предусматривает использование имеющихся знаний. В работе с детьми используются как репродуктивные вопросы, требующие простого воспроизводства, констатации фактов (какой? где? куда? как, так и поисковые, то есть требующие умозаключений (зачем? почему? чем похожи).
Оценка речи детей является важным приемом обучения. Это развернутое мотивированное суждение об усвоении ребенком знаний, качестве исполнения, о речевых умениях и навыках. Как правило, оцениваются положительные стороны речевой деятельности детей. Оценка дается в ходе занятия, с тем чтобы к ней прислушивались дети и следовали в своей речи лучшему примеру товарищей. Оценивается может не только содержание, форма языка, но и проявление детьми усердия, творчества, инициативы.
2) Наглядные приемы - показ картинки, игрушки, предмета, движения или действия, показ артикуляции звуков. Показ сопровождается словесными приемами : объяснением, указанием, вопросом.
3) В развитии речи дошкольников важное значение имеют игровые приемы : создание игровой ситуации, выполнение игровых действий, звукоподражания, использование шуток, загадок.
Как игровые приемы могут выступать элементы дидактической игры, игры-драматизации. В практике работы воспитателя ДОУ чаще всего используется не отдельно взятый прием, а комплекс приемов.
Для успешного развития речи детей дошкольного возраста необходимо создать в детских учреждениях соответствующие условия, а именно: гигиенические условия, обеспечивающие охрану органов зрения, слуха, речи, правильную речь окружающих людей; содержательность детской жизни; обеспечение языковой практики; наличие пособий по развитию речи.
Нормальная деятельность центральной нервной системы, органов зрения и слуха являются важными и необходимыми условиями развития языка детей. В детских садах надо бороться с шумами, которые негативно влияют на органы слуха, следить за состоянием слуха каждого ребенка, реагировать на жалобы детей, объяснять родителям необходимость оберегания их слуха.
Вторым важным условием развития речи детей является правильная речь окружающих. Дети усваивают язык, подражая взрослым. Образцом для подражания должна быть чистая, литературно правильная речь. Речь воспитателя, обращенная к детям, является педагогическим средством воздействия на них, поэтому она должна отличаться от обычной разговорно-бытовой речи и отвечать следующим требованиям: иметь приближенный к литературной стиль, быть негромкой, приветливой, вежливой. Систематическое совершенствование языка является профессиональной обязанностью воспитателя.
Список используемой литературы:
1. Алексеева М. М. Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. – М. : Академия, 2000. – 159 с.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М. : Академия, 2000. –400с.
3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада. — М. : Мозаика-Синтез, 2000. — 272 с.
4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М. : Искусство, 2003. - 423 с.
Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. – 2009. - №7. – С.