Галина Ошорова
Методы, формы организации деятельности воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников
В ФОП ДО одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм, методов, средств работы с детьми, соответствующих психолого-возрастным и индивидуальным особенностям детей. Как и перед каждым воспитателем передо мной стала задача – выбрать методы, формы организации работы с детьми, средства (инновационные технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Методы и приемы организации обучения
Темочки:
Процесс обучения детей в детском саду строится на игре, как ведущем виде деятельности дошкольника, опирается на наглядность в обучении, практику в деятельности, подкрепляется словесно, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей. В своей профессиональной деятельности я использую наглядные, игровые, практические методы в сочетании со словесными методами.
В соответствии с таким подходом выделяют:
1 – наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия):
- наблюдение;
- рассматривание картин и иллюстраций проводится после наблюдения реальных предметов или же в том случае, когда невозможно провести наблюдение или экскурсию;
- рассматривание игрушек, предметов;
- демонстрация опытов, презентаций, видеофильмов, кинофильмов и др.
2 – игровой метод (предполагает перенос учебного действия в условный план, полное вхождение ребенка в игровую ситуацию):
- дидактическая игра;
- воображаемая ситуация в развернутом виде;
- роль и др.
3 – словесные методы (источником знаний является устное или печатное слово):
- беседа;
- объяснение;
- рассказы воспитателей, детей;
- чтение художественной литературы.
Отдельно хочу выделить утренний и вечерний круг. Утренний круг представляет большие возможности для формирования детского сообщества, развития когнитивных и коммуникативных способностей, саморегуляции детей. Утренний круг проводится в форме развивающего общения (развивающего диалога). Именно на утреннем круге зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие, дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество, обсуждаются проблемы.
Вечерний круг проводится в форме рефлексии – обсуждение с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.
4 – практические методы (дети получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия):
- упражнения;
- элементарные опыты;
- моделирование;
- продуктивная деятельность.
5 – метод проектов один из самых интересных методов. Технология проектирования ориентируется на совместную деятельность участников образовательного процесса: воспитатель - ребенок, ребенок – родители, ребенок – воспитатель – родитель – педагог. Использую разнообразие технологии метода проектов: развлечения, творческие проекты, информационные. В технологии проектирования каждому ребенку обеспечиваю признание важности и необходимости каждого в коллективе.
Метод проектов способствует развитию у детей ключевых компетентностей: социально-коммуникативной, технологической, информационной.
Средства.
Каждому ребенку педоставлена свобода в выборе средств для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Это помогло осуществить необходимую коррекцию для познавательного продвижения развития каждого ребенка. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности (физическую, умственную, игровую, но становится объектом самостоятельной деятельности ребенка, являясь своеобразной формой самообразования).
Средства реализации образовательной программы – это совокупность материальных и идеальных объектов:
- демонстрационные и раздаточные;
- визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
- естественные и искусственные;
- реальные и виртуальные;
- двигательной (оборудования для ходьбы, бега, лазания);
- игровой (игры, игрушки);
- коммуникативной (дидактический материал);
- чтение художественной литературы;
- познавательно – исследовательской;
- трудовой;
- продуктивной;
- музыкально – художественной.