Лена Маковей
Методики исследования развития творческого воображения
▼ Скачать + Заказать документы
Методики на исследование развития творческого воображения.
Учитывая цели, задачи, энергозатратность и простоту проведения интерпретации полученных результатов, были выбраны следующие методики : «Неполные фигуры» Е. П. Торренса, «Составление изображений объектов» Л. Ю. Субботиной, «Три слова» Л. Ю. Субботиной, «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко и «Нарисуй что-нибудь» Т. Д. Марцинковской.
Публикация «Методики исследования развития творческого воображения» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Исследовательская деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
По результатам исследования методики «Дорисовывание фигур» у 10 % детей фиксировался низкий уровень развития воображения, 60 % (в основном девочки) обладают средним уровнем воображения, 30%-высоким.
Дети рисуют по шаблону. У мальчиков наблюдается большее разнообразие в изображениях : кто-то повторяет свои рисунки в различных сюжетах, не дополняя рисунок деталями, но при этом описывает словесно свой замысел, а кто-то, напротив, каждый раз придумывает новый образ и тщательно с ним работает.
Методика «Неполные фигуры» показала, что у 80% детей уровень воображения низкий, а у 20%- средний.
Дети испытывали трудности в придумывание оригинального рисунка. В основном, дети рисовали самые простые элементы: солнышко, домик и т. д.
Методика «Составление изображений объектов» выявила, что у 100% детей уровень воображения низкий. Но стоит заметить, что в целом этот уровень стремиться к средним значениям. Изображения становятся более реалистичными и оригинальными. Особенно это наблюдается в рисунках девочек.
По результатам исследования методики «Нарисуй что-нибудь» мы выявили, что у 80% детей уровень образного воображения низкий и только у 20% - средний. Все рисунки довольно схематичны, в них мало деталей, они не всегда закрашены. Дети рисуют что-то очень простое, фантазия просматривается мало. Возможные причины лежат в слабом развитии графических навыков у детей, что фиксируется сегодня как типичное явление.
Методика Л. Ю. Субботиной «Три слова» выявила, что у 80 % детей уровень вербального воображения высокий, а у 20%- средний.
Рассказы детей необычны, оригинальны, объем высказываний растет.
Предложения правильно выстроены, логичны, обладают смыслом и юмором. Исходя из результатов, можно утверждать, что вербальное воображение развито сильнее, чем образное. В силу возрастных особенностей ребенку проще рассказать о задуманном, чем изобразить.
Таким образом можно сделать вывод, что у детей активно развивается творческое и вербальное воображение. Их способности усложняются, фантазии становятся все оригинальнее и сложнее.
Особенно это проявляется в рассказывании, в описании тех изображений, которые ребенок нарисовал или представил. Словесно ребенку легче выразить свою задумку. Иногда детям не хватает навыков рисования.
Из результатов диагностики видно, что воссоздающее и образное воображение также развиваются. Рисунки усложняются, появляются детали, заметны старания ребенка.
Вывод мы сделали, что вербальное воображение опережает образное.