Вероника Тишина
Методики изучения наглядно-действенного мышления
▼ Скачать + Заказать документы
Складывание пирамидки
Цель: выявить уровень сформированности восприятия величины, цвета. Установить характер деятельности (адекватность и рациональность способа работы; самоконтроль, состояние моторики.
Возраст: средний возраст от 1.5-5 лет
Оборудование: пирамидка с кольцами одного цвета и пирамидка с разноцветными кольцами.
Инструкция: перед ребенком ставят пирамидку с кольцами одного цвета. Дается задание: «Собери пирамидку». Если ребенок делает это безошибочно, предлагают вторую пирамидку с кольцами разного цвета. Дополнительная инструкция: «Дай (покажи, возьми) красное кольцо. Дай синее кольцо. Какого цвета самое большое кольцо, самое маленькое?»
Публикация «Методики изучения наглядно-действенного мышления» размещена в разделах
Анализ результатов:
Дети с нормальным умственным развитием проявляют выраженный интерес к игрушке. Сразу понимают смысл задания и приступают к работе. С 4 лет дети собирают пирамидку с учетом величины колец, однако могут примеривать, прикладывать кольца с целью сравнения. К 5 годам дети пользуются способом зрительного соотнесения колец.
Дети с задержкой психического развития выполняют задание на более низком уровне по сравнению с нормальными сверстниками. Проявляют интерес и понимают смысл задания. Используют помощь и осуществляют перенос на аналогичное задание.
Дети умственно отсталые с 3-4 лет проявляют интерес к игрушке (пирамидке, но не к заданию. Чем тяжелее умственная отсталость, тем чаще наблюдаются манипулятивные и неадекватные действия с кольцами (ребенок их разбрасывает, стучит ими по столу). После 4 лет дети пытаются выполнить задание, но сводят его лишь к беспорядочному нанизыванию колец на стержень. В ходе работы теряют инструкцию, им необходим поэтапный контроль. Речевая инструкция мало эффективна; требуется показ, совместное выполнение. Задание по аналогии (вторая пирамидка) вызывает те же трудности. Как правило, у этих детей наблюдается неловкость движений рук, особенно мелкой моторики пальцев.
1) неспецифические манипулятивные действия (ребенок стучит об стол, подносит к уху, гремит, берет в рот и др.). Данные действия являются неадекватными;
2) простоеманипулирование (специфическая манипуляция);
3) силовая проба (например, ребенок вкладывает маленькую матрешку в нижнюю часть большой и наоборот, при этом использует силу (вдавливает, не учитывая свойств предмета);
4) целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ решения);
5) примеривание (ребенок еще не может соотнести предметы на расстоянии и подносит их друг к другу, заметив несоответствие, меняет их);
6) зрительное соотношение (ребенок сразу правильно решает задачу, зрительно соотнося элементы).
Дети 3 лет с сохранным интеллектом могут работать зрительным соотнесением, допустимо примеривание или целенаправленная проба. Отсутствие данных способов к 3 годам свидетельствует о недостаткахпсихического развития. До 2,5 лет правомерно пользоваться силой.
1 балл- не понимает цель, действует неадекватно.
2 балла- понимает цель, нанизывает кольца без учёта размера, после обучения не учитывает размер колец.
3 балла - понимает цель, нанизывает кольца без учёта размера, после обучения переходит к самостоятельному выполнению задания.
4 балла - понимает цель, собирает самостоятельно пирамидку с учётом размера колец.
Методика «Вкладыши».
Стимулъный материал:7 цилиндрических или квадратных чашек (вкладышей) разного размера четырех основных цветов.
Ход исследования:
Ребенку предлагают ровно собрать «вкладку», вставить формы одна в другую с учетом величины.
Анализ результатов:
1) неспецифические манипуляции (использование вкладыша не по назначению; неадекватные действия);
2) специфические манипуляции (познавательные);
3) силовая проба (действие силой, без учета свойств и величины вкладыша);
4) хаотическая проба (промежуточный способ выполнения задания, когда совмещаются пробные и силовые действия);
5) целенаправленная проба (самостоятельное исправление ошибок с нахождением окончательного решения);
6) примеривание (определение несоответствия вкладышей путем поднесения друг к другу);
7) зрительное соотнесение (правильное решение на основании только зрительного анализа).
Нормативы:
До 2,5 лет возможна силовая проба. К 3-м годам формируется зрительное соотношение, допустима целенаправленная проба или примеривание. Неспецифические манипуляции в деятельности к 2,5 - 3 годам свидетельствуют о снижении интеллектуального развития.
Учет способов деятельности важен для определения уровня психического развития ребенка. Если ребенок достигает результатов, пользуясь при этом более низкими способами, чем положено по возрасту, следует оценить обучаемость или сделать вывод об определенной форме нарушения психического развития. Высокая обучаемость, т. е. быстрый переход от низкого способа к более высокому свидетельствует в пользу ребенка. Отсутствие обучаемости и упражняемости, а также установки на результат может быть связано с нарушением со стороны как эмоционально-волевой, так и познавательной сферы.