Наталья Ромашкина
Использование наглядно-дидактического материала в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование наглядно-дидактического материала в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста на занятиях вокальной студии «Весёлые нотки»
Для детей дошкольного возраста большое значение имеет наглядность. Она предполагает не просто показ яркой, привлекательной картинки, а использование наглядного пособия с определённой дидактической целью.
Публикация «Использование наглядно-дидактического материала в детском саду» размещена в разделах
Использование наглядно-дидактического материала в музыкальном воспитании детей позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, её выразительных возможностях. Благодаря применению наглядных пособий у детей активнее развиваются музыкально-сенсорные способности, а также общие музыкальные способности – ладовысотный слух, чувство ритма.
Музыкальные задания, выполняемые с помощью наглядных пособий, значительно активизируют умственную деятельность ребенка, помогают развивать его самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер.
Для того чтобы сделать пение одним из любимых занятий детей, предлагаю познакомиться с наглядно-дидактическим материалом, который использую в своей работе вокального кружка.
Для того чтобы научиться правильно выполнять упражнение на дыхание, разучиваем с детьми стихотворение В. Степанова «Это очень интересно». Далее помогает наглядно - дидактический материал с которым стараюсь создать игровую ситуацию. Например, «Чайная чашка» : «Сегодня вы мои гости и я всех вас угощаю горячим чаем, а чтобы не обжечься вам –подуть я предлагаю!»
«Домик» с открытым окном, занавески в котором качает ветерок.
«Бабочки на цветочке». Предварительно загадываю загадку:
В ярком платье модница –
Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомиться – отдыхает. Бабочка.
Игровая ситуация: «Давайте посмотрим, умеют ли бабочки летать? Смотрите, полетели, как живые».
«Свечка», которую мы задуваем.
Также использую наглядный материал в соответствии со временем года.
«Листочки» которые качает ветерок.
Игровая ситуация: Предлагаю поиграть с берёзкой.
Сильный ветер налетел,
Сделал сразу много дел:
Все деревья закачал,
Листья с дерева сорвал,
Закружил их высоко,
И умчался далеко.
«Снежинки» - которые танцуют вальс падая с неба. Предварительно загадываю загадку: Странная звёздочка
С неба упала,
Мне на ладошку легла –
И пропала. Снежинка.
В своей работе уделяю внимание звукообразованию. Пользуюсь карточками, которые позволяют показать правильное положение рта при пении гласных. Использую пособие М. Ю. Картушиной «Баба Яга» предлагаю игровую ситуацию: «Cела Баба-Яга варить своё колдовское зелье». Оно в котелке кипит, пыхтит, ворчит. Дымок вверх улетает, да песню свою напевает. А какую? Мы сейчас покажем».
Ещё предлагаю детям мультимедийные презентации. Видео - распевка «Поющие лягушки».
Развивать ритмический слух у детей помогают схемы. Дети прохлопывают ритм ладошками, палочками, кубиками, ложками. Узнают попевки по графическому изображению ритма и пропевают их.
Ещё детям нравятся видео-ритмы, мультимедийные презентации.
В развитии певческих навыков мне помогают маски, которые создают интерес к певческой деятельности. Так например в песенке-распевке «Колобок» А. Евтодьевой, главный герой втречается со зверятами, которые спрашивают куда он спешит.
Как показывает практика, наиболее эффективен в работе комплект наглядных пособий М. Ю. Картушиной, так называемые «живые картины» с движущими деталями.
Этот дидактический материал можно классифицировать в зависимости от поставленных задач по следующим группам:
1. Наглядные пособия для работы над точностью интонирования определённых звуков, интервалов, мелодических оборотов. В таких пособиях движущие детали показывают изменение высоты звука.
Это «Горошина», «Кукушка», «Курицы», «Две тетери», «Качели», «Эхо».
2. Наглядные пособия с целью поощрения за чистое исполнение песни, попевки или фрагментов мелодии. Тогда на картинке открывается окошко и появляется персонаж.
Это «Домик».
3. Пособия, способствующие развитию ладового чувства, в которых с помощью движущихся персонажей показываются ступени лада.
Это «Листопад», «Кузнечик».
И в заключении хотелось бы сказать, что наглядно-дидактический материал должен быть прост и доступен, интересен и привлекателен. Только в этом случае он становится своеобразным возбудителем желания у детей петь.