Носова Анна
Методика знакомства дошкольников с геометрическими фигурами
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является важным для приобретения детьми чувственного и интеллектуального опыта. Формированием у дошкольников умственных способностей посвящена образовательная область «познание», а дисциплина «формирование элементарных математических представлений
у дошкольников». С ее помощью в дошкольном детстве развивается память, речь, воображение, эмоции, формируется настойчивость, терпение, творчество малышей.
Публикация «Методика знакомства дошкольников с геометрическими фигурами» размещена в разделах
Формирование полноценного математического развития обеспечивается организованной, целенаправленной деятельностью, в процессе которой педагог последовательно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения.
Но здесь мы сталкиваемся с проблемой: как научить дошкольника думать, как накопить определенный багаж знаний, как научить находить нужное решение проблемы?
ФГОС ДО указывает, что организованная образовательная деятельность должна соединять в себе различные виды деятельности: игровую, познавательно – исследовательскую, двигательную, художественно – эстетическую. То есть процесс образования для дошкольников должен быть занимательным, поскольку только в этом случае дети не теряют интерес и остаются активны в течение всей деятельности.
Поэтому мы поставили перед собой цель: организовать работу по формированию математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр.
Для достижения поставленной цели мы выделили следующие задачи:
создать условия для развития математических способностей детей,
формировать у детей интерес к математике,
создать картотеку дидактических игр;
провести мастер – класс с родителями (законными представителями).
В ходе работы по данной теме была составлена предметно – пространственная развивающая среда. Уголок познания был оснащен дидактическими играми, лепбуками, которые были созданы воспитателями. Мы старались обеспечить дидактический процесс качественными наглядно-дидактическими пособиями по всем разделам области познание.
Была создана большая дидактическая игра, с огромным полем, в которую вошли три дополнительных игры под названием «Путешествие по Волшебному городу».
Эта игра на закрепление знаний о геометрических фигурах. Сначала детям предлагалось построить сам город. Даны крупные фигуры разных цветов : зеленый круг, желтый квадрат, красный прямоугольник и синий треугольник. Это дома Волшебного города, поле, на котором можно разложить дома и подобрать к ним окна, двери такой же формы и цвета. Возле дома можно посадить такие же цветы, построить заборчик и даже железную дорогу. Дидактическая задача для ребенка: заполнить дома «Волшебной страны» деталями: окна, двери, соответствующего цвета и формы в математической стране так, чтобы они совпадали по форме и цвету.
Затем предлагается обустроить город красивыми строениями. Игра «Построй башенки для Волшебного города». Были созданы наборы геометрических фигур одинаковых по цвету, но разные по величине и форме: круги, квадраты и прямоугольники желтого, красного, зеленого и синего цвета и нарисованные полочки для пирамидок на формате А – 4 четырех цветов. Задача игры заключается в том, что дети должны выложить четыре пирамидки из геометрических фигур одной формы и одного цвета, от самого большого до самой маленькой.
Следующим этапом большой игры выступает создание красивых клумб для города и дидактическая игра «Посади цветы на клумбе». Изготовлены три карточки форматом А – 4 с изображением геометрической фигуры (круг, квадрат, треугольник). Все фигуры имеют разные цвета : красный, желтый и синий. Даны наборы фигур трех цветов, совпадающих по цвету с фигурами на карточке. Дидактическая задача для ребенка: посади цветы в математической стране так, чтобы они совпадали по форме и цвету.
Город построен. Теперь его жители могут покататься на поезде. Дидактическая игра «Поезд». В поезде вагончики разной формы, величины и одного цвета. Таких составов 3: красный круглый, большой с круглыми вагонами; желтый среднего размера, квадратный с квадратными вагонами и синий прямоугольный маленький с прямоугольными вагонами. Дидактическая задача состоит в том, что нужно посадить в вагоны поезда пассажиров (геометрические фигуры) в каждый вагон так, чтобы пассажир соответствовал по цвету, форме, размеру поезда.
Для родителей детей был проведен мастер-класс по ознакомлению с дидактическими играми. В процессе ознакомления с большой игрой родители предлагали свои варианты игр. Совместными усилиями педагогов и родителей были созданы ряд других игр на формирование элементарных математических представлений, а также математический лепбук.
В результате работы по формированию у младших дошкольников математических способностей через дидактические игры мы получили хороший результат. Дети стали более активными на занятиях и в свободной деятельности. А вовлечение родителей в педагогический процесс по развитию математических способностей – это лишь начало большой, целенаправленной работы.
Список литературы
1. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (ред. от 28.02.2012) // Собрание законодательства РФ от 15.01.1996. - № 3.
2. Петрова Е. В. Формы и геометрические фигуры. Раннее развитие. – М. : Педагогика, 2008, 289с
3. Ненашева А. П. Методика преподавания математике в детском саду. – М. : Дело, 2008, 356с.