Юлия Буткеева
Методика знакомства детей раннего и младшего дошкольного возраста с видами музыкального фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Методика знакомства детей раннего и младшего дошкольного возраста с видами музыкального фольклора
[/b]
«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через столетия, в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности»
Публикация «Методика знакомства детей раннего и младшего дошкольного возраста с видами музыкального фольклора» размещена в разделах
М. И. Калинин
Что будет заложено в душу ребенка в раннем детстве, то проявится позднее и станет его жизнью. Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живёт ребёнок.
Русский музыкальный фольклор, народные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания.
Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях. Таким образом, фольклор помогает передать ребенку необходимые знания о добре, справедливости, красоте нашего мира, подсказать правильный путь к познанию истинно духовных, нравственных ценностей, способствует развитию гармоничной личности.
Музыкальный детский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения.
В период адаптации, на занятиях, в режимных моментах, на прогулках и народных праздниках дети знакомятся с колядками, колыбельными, шуточными песнями, закличками и потешками, пестушками.
Знакомство детей с фольклором строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и отражает различные виды музыкальной деятельности:
- пение народных песен;
- слушание народной музыки;
- народная хореография (танцы, хороводы)
- музыкально – фольклорные игры;
- игра на народных музыкальных инструментах.
Музыкальный детский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения.
В период адаптации, на занятиях, в режимных моментах, на прогулках и народных праздниках дети знакомятся с колядками, колыбельными, шуточными песнями, закличками и потешками, пестушками.
Знакомство детей с фольклором строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и отражает различные виды музыкальной деятельности:
- пение народных песен;
- слушание народной музыки;
- народная хореография (танцы, хороводы)
- музыкально – фольклорные игры;
- игра на народных музыкальных инструментах.
Все занятия с детьми в младшем возрасте проводятся только в игровой форме, так как создание игровой ситуации вызывает у детей повышенный интерес к выполнению того или иного задания. Песенный материал подбирается несложный по мелодичному и ритмичному строю в соответствии с игровыми образами (петушок, зайка, котик.)
Занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении. Только так ребенок усваивает новые навыки, учится говорить, выполнять несложные музыкальные и ритмические упражнения, становится более самостоятельным.
Народные подвижные игры
формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры.
В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения.
Во что же можно поиграть с детьми, чтобы совместить элементы игры с основами фольклора? В русских народных играх много задора, веселья. Они всегда образны и сопровождаются потешками, считалочками, забавными закличками. В раннем возрасте ребенка забавляют, развлекают несложными играми со звучащими, красочными игрушками, шумящими инструментами (шумовой оркестр, играми-прибаутками, например, «Ладушки» и «Сорока-ворока», «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Ходит Ваня», «Заинька», «Кто у нас хороший» и т. д.
Русские народные пе
сни
Знакомство с русскими народными песнями начинается с простых, знакомых и легко запоминающихся мелодий: «Два веселых гуся», «Ай, ду-ду», «Петушок», «Зайка», «Солнышко», «Сорока-сорока» и т. д.
Они для детей в возрасте от года до трёх лет просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка.
Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность собственного исполнения исполнения доставляют малышам настоящую радость.
Особое место занимает «материнская поэзия»: колыбельные песни, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких – все это прекрасный материал, использующийся на музыкальных занятиях для развития детей, начиная с ясельной группы, когда оторванность от привычной среды, от родных в связи с поступлением в детский сад становятся для ребенка настоящим стрессом.
Знакомство с народным музыкальным инструментом у ребёнка начинается с младенчества: он слышит звон погремушки, с интересом рассматривает её, слушает, а погремушка звенит то тихо, то громко, разным ритмом. От этого начинает развиваться музыкальный слух, чувство ритма.
Дети раннего возраста радуются, если им раздать погремушки. Для развития чувства ритма воспитанников использовать можно, в том числе такой прием, как хлопки в ладоши, применение игры на бубне, погремушках, которую использовать можно как при проведении утренней зарядки, в режимных моментах, а также на занятиях.
Под весёлую, задорную русскую народную мелодию, игра в погремушки или бубен получается слаженной, дружной.
Для успешной работы с детьми по приобщению их к музыкальному наследию русского народа и созданию благоприятных условий для развития эмоциональной сферы важно создать развивающую среду:
- наглядный материал;
- музыкально-дидактические игры;
- русские народные инструменты (трещотки, бубны, ложки, колокольчики, бубенцы, балалайка и т. д.);
- народные костюмы для взрослых и детей, куклы в костюмах;
- фонотека произведений народной музыки.
Знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе.
И в заключение можно сделать следующий ВЫВОД: применение в образовательной деятельности музыкального фольклора способствует не только развитию музыкальных способностей детей, но и формированию у подрастающего поколения социально - нравственных норм, а также приобщению ребят к культуре и традициям своего народа.