Папки-передвижки

Методика «эйдетика» как способ психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

Наталья Сурикова
Методика «эйдетика» как способ психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации. Особое внимание на данном этапе уделяется формированию инструментов поддержки особых групп детей в системе образования (одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья). Причинами возникновения особых образовательных потребностей у ребё нка могут быть разнообразные факторы: сенсорные, физические, интеллектуальные и эмоциональные. Возможности детей настолько разные (даже в пределах одной категории, с определенной формой нарушения, что «один размер не подойдет всем». Скорее, эффективными окажутся те обучающие технологии, которые будут включать разные подходы и лучшие практики. Современному педагогу целесообразно сформировать свой собственный набор стратегий, методик, которые основаны на вашей личной философии, индивидуальности, профессиональном мастерстве, мудрости и, прежде всего, знании отличительных особенностей и специфики потребностей ваших воспитанников и среды, в которой они находятся.

Публикация «Методика „эйдетика“ как способ психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ» размещена в разделах

Сегодня мы наблюдаем ежегодное увеличение числа детей с множественными нарушениями (так, например, нарушения зрения сопровождаются задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи) и передо мной как учителем-дефектологом все чаще стали возникать вопросы:

- Как помочь ребенку запоминать необходимую информацию и вовремя вспомнить её?

- Как пробудить интерес и стимулировать дошкольника к речевой активности, дарить ощущение успеха?

Изучив разные технологии и методики, меня заинтересовала методика эйдетика. Что же это такое?

Термины «эйдетизм» и «эйдетика» были введены в науку сербским ученым Виктором Урбанчичем в 1907 году. В России изучением и практическим использованием эйдетики занимались отечественные ученые-психологи — П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, но затем в силу ряда обстоятельств эйдетические исследования в нашей стране были заморожены вплоть до современности.

Основателем школы эйдетики в России является Игорь Юрьевич Матюгин – доктор педагогических наук, автор многих научных трудов, публикаций и серий книг. Школа эйдетики актуальна в России и далеко за ее границами.

Это слово имеет греческие корни: эйдос – значит образ.

Эйдетика — методика, ориентированная на развитие памяти, воображения, образного мышления у ребёнка. Эйдетика - особый способ подачи материала, где задействуются все чувства ребенка, а новое – он познает через уже знакомые ему образы.

Константин Дмитриевич Ушинский писал «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»

Эйдетика – это не только развитие внимания, воображения, памяти, различных видов мышления, но и способ подачи учебного материала. Она привлекает все анализаторы ребенка: позволяет не только увидеть, но и потрогать, услышать, попробовать, понюхать; подает новое через хорошо знакомые детям образы.

В эйдетике утверждается, что не бывает плохой памяти, а мы просто часто не умеем ею пользоваться. А причина этого – недостаточно развитое ассоциативное мышление.

Метод эйдетики построен на простых принципах:

- Воображение + положительные эмоции — это усвоенная информация.

- Радостная, веселая атмосфера.

- Мобильность и доступность игрового материала.

- Разделение информации, в соответствии с особенностями каждого ребенка.

Правила использования эйдетики :

1. Каждая игра – это комплекс задач, которые ребенок выполняет, например, с помощью картинок, игрушек, тактильных карточек, кубиков, кирпичиков.

2. Задачи даются ребенку в разных формах: в виде моделей, схем, плоскостного рисунка, письменных и устных инструкций.

3. Задачи размещены в порядке нарастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.

4. Большинство игр не исчерпывается предложенными образцами, а позволяют детям составлять новые варианты заданий, заниматься творческой деятельностью.

5. Игры не совместимы с принуждением, создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Игры следует повторять, ведь это – необходимое условие развивающего эффекта.

«Эйдетика» предлагает строить работу с детьми на основе ассоциаций:

• связанных с предметными образами;

• цветовых

• связанных с геометрическими формами;

• тактильных;

• предметных;

• звуковых;

• вкусовых;

• обонятельных;

• графических;

Эйдетика добивается всего этого тем, что при запоминании материала активно используются яркие, часто неожиданные образы и эмоциональные компоненты. Тем самым процесс становится интересным, мотивированным и существенно упрощается.

Считается, что каждый ребенок имеет предрасположенность к эйдетизму. Это объясняется тем, что в раннем возрасте мышление малыша «настроено» на мышление образами и ассоциациями. В этом случае более активно используется и развивается правое полушарие мозга, которое и отвечает за воображение. Левое полушарие, обрабатывающее речевую информацию, начинает активно развиваться позже.

Для примера возьмем стандартную ситуацию: мы с детьми изучали названия деревьев, насекомых или что-то другое в зависимости от лексической темы. Потратили на это достаточно много времени и в целом, все получалось. Но вот прошел какой-то месяц или два темы поменялись, и дети не смогли вспомнить даже половины из пройденного материала.

Обидно! И вот тут было принято решение включить в повседневную работу методику эйдетику. Использую разнообразные игровые упражнения, вот некоторые из них:

«Что принес заяц, ….?»

Нам понадобится:

• несколько фигурок животных (от 3 до бесконечности, например пальчиковый театр)

• несколько предметов или карточек с изображениями предметов.

По очереди работаем с каждым животным. Достаю зайца, говорю: «Привет, детки, вы знаете, что я вам сегодня принес?». Потом показываю им предмета. Например, коробку с соком. Говорю от лица зайца: «Это мой любимый сок, подержите его, пожалуйста, я за ним еще вернусь». Отдаю детям коробку с соком, а зайца убираю из поля зрения. И так проделываю с каждым животным. Начать можно с трех пар животное-предмет, постепенно увеличивая их количество. Когда все предметы или карточки окажутся у детей, а животные спрячутся, можно начать по очереди их возвращать. «Здравствуйте, дети! Помните меня? Я сегодня что-то у вас оставил, но не могу вспомнить, что это было». Дальше понятно: дети должны подсказать зайцу, что именно он оставил у них.

«Кто это принес?»

Также хорошо играть и наоборот: после того, как все животные оставят свои вещи и «уйдут», нужно перевернуть все карточки рубашкой вверх, перемешать и просить детей по очереди открывать каждую карточку. После этого спрашивать их, кто это принес. Увидев коробку с соком, ребенок должен сказать, что ее принес заяц и т. д. Детям нравится этот вариант тем что в нем есть эффект неожиданности (никто не знает, какая карточка или предмет попадется, но в то же время им бывает сложнее ответить на вопрос, кто это принес, чем на вопрос, что принес нам конкретный персонаж.

«Под какой карточкой спрятан предмет?»

Взять несколько карточек по данной лексической теме, выложить их на стол, перечислить их, дать детям посмотреть на них, после чего перевернуть каждую рубашкой вверх, оставляя их на прежних местах. Я обычно беру для этого от 3 до 8 карточек в зависимости от возраста и способностей детей. После того, как все перевернем, начинаем спрашивать у детей : «Где сковорода?», «Где чайник?», «Где чашка?» и т. д. Дети с удовольствием показывают, где все это спрятано.

«Последовательность картинок»

Выкладываем на стол по одной картинке. И начинаем придумывать историю, она должна быть смешной и неправдоподобной желательно, чтоб животные и люди чередовались с предметами и едой. Это поможет нашей истории быть более интересной и запоминающейся. Например, ехал автомобиль и повстречал на своем пути солнышко. Солнышко спешило к новогодней елке, а елка очень хотела пить, поэтому отправилась на пруд.

Как только мы выложили все карточки, и история закончилась, мы снова их все собираем. После этого просим детей называть по очереди картинки, которые были на наших карточках. Они должны это делать именно в таком порядке, в котором развивалась наша история.

Как всегда, начать можно с 3 карточек, а увеличивать их количество до 8 и более.

«Повтори за мной фигуру»

Берем конструктор. Выдаем каждому ребенку одинаковый набор деталей. Из своих деталей строим фигурку. Показываем детям на пару секунд и прячем за спиной (под столом). Только после того, как мы ее спрятали, дети могут приступать к заданию. Их задача – сделать точно такую же фигуру. Постепенно усложняем фигуры, даем больше лишних деталей.

Это только часть упражнений их гораздо больше. Результат применения методики «эйдетика» показал, что у дошкольников формируется ряд важных и востребованных способностей, умений и качеств личности. Детям было очень интересно и легко запоминать слова, названия, картинки по лексическим темам.

Благодаря таким упражнениям у детей :

- улучшилась память,

- сформировалось умение запоминать гораздо быстрее и больше информации,

- обогатился запас слов и ассоциаций,

- повысилась работоспособность.

Можно с уверенностью сказать, что использование этих и других приемов эйдетики в ежедневной работе с дошкольниками с ограниченными

возможностями здоровья является чрезвычайно эффективным психолого-педагогическим сопровождением, к тому же, интересным способом саморазвития и формирования мышления, памяти и речи.

Публикации по теме:

Анализ осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ДОУ Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Дидактическая игра «Point Live». Эйдетика, развиваем памятьДидактическая игра «Point Live». Эйдетика, развиваем память А вы сможете запомнить последовательность из 9 кубиков с совершенно разными точками? Сложно? Невозможно? С эйдетикой все возможно, если.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Обобщение педагогического опыта «Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников» Обобщение педагогического опыта по теме самообразования "Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников". Арт-терапия имеет широкий спектр.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Универсальный план психолого-педагогического анализа занятия ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ. Дата___ Педагоги___ Номер группы__ Тема:___ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДА недостаточно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика «эйдетика» как способ психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
Опубликовано: 21 мая 2023 в 15:30
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика «эйдетика» как способ психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Сурикова (УИ 425206) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД