Наталья Турова
Методика определения уровня адаптированности в детском коллективе
▼ Скачать + Заказать документы
Методика уровня адаптированности в детском коллективе «Цветик-восьмицветик»
Разработана на базе методики ЦТО (Бажин А Эткинд)
Методика проведения.
Предварительно с ребенком проводится беседа. Нравиться ли тебе в детском саду? Что больше всего? (Какой режимный момент) Что не нравится? Какой из детей вызывает симпатию? Антипатию? Кто из педагогов самых добрый? Кто злой?
Перед ребенком выкладывается цветок с восьмью цветными лепестками, цветовая гамма соответствует цветовой гамме Люшера.
Публикация «Методика определения уровня адаптированности в детском коллективе» размещена в разделах
Цвета разделяются на основные (1 — темно-синий, 2 — сине-зеленый, 3 — оранжево-красный и 4 — светло-желтый) и дополнительные, среди которых 7 (черный) и 0 (серый) — ахроматические, а 5 (фиолетовый) и 6 (коричневый) — смешанные.
В норме и при полной уравновешенности, яркие цветовые эталоны должны находиться на первых позициях. Если ребенок проявляет чувство тревоги и стресса, то на основных позициях будут ахроматические цвета.
Далее ребенка просят оценить (подарить цветной лепесток) следующим элементам:
Воспитатель 1
Воспитатель 2
Учитель – логопед
Самый лучший друг
Игры
Занятия
Прогулка
Дети в группе
При анализе результатов необходимо соотнести цвет, присвоенный каждому выбранному элементу, и эмоциональное значение этого цвета. Ниже приводится краткая характеристика каждого цвета, его эмоционально-психологическое значение:
• Синий: добросовестный, спокойный, несколько холодный.
• Зеленый: самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напряженный.
• Красный: дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный.
• Желтый: очень активный, открытый, общительный, веселый.
• Фиолетовый: беспокойный, эмоционально напряженный, имеющий потребность в душевном контакте.
• Коричневый: зависимый, чувствительный, расслабленный.
• Черный: молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый.
• Серый: вялый, пассивный, неуверенный, безразличный.
Опыт показывает, что дети дошкольного возраста обычно выбирают:
Добрый – желтый и красный цвета. Другими словами, дети считают, что добрый человек общительный, дружелюбный, открытый.
Злой – черный цвет. Пожалуй, комментарии здесь излишни – ведь этот цвет отражает эгоистичность, враждебность, отвержение.
Честный – желтый, фиолетовый и красный цвета. То есть для детей данное понятие ассоциируется с такими характеристиками, как потребность в душевном контакте, общительность, открытость, дружелюбность.
Лживый – черный цвет. Дети не случайно выбирают этот цвет, поскольку он ассоциируется с такими личностными характеристиками, как упрямство, враждебность, эгоистичность. При этом дети почти не выбирают красный и желтый цвета, то есть обманщик не воспринимается ими как открытый, общительный, дружелюбный, отзывчивый человек, с чем трудно не согласиться.
Щедрый – красный и фиолетовый цвета. Необходимо отметить, что для дошкольника щедрость является очень сложным понятием, отношение к нему достаточно противоречивое. Ребенок знает, что щедрым быть хорошо, но отдать свое, поделиться ему трудно. Особенно это заметно у детей до 5 лет: они нередко выбирают даже черный цвет. Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) уже не выбирают черный и коричневый цвета, тем самым относя это качество к положительным, хотя отношение остается неопределенным. И только в младшем школьном возрасте становится возможным выделение определенных цветов.
Жадный – красный и черный цвета. То есть дети считают его решительным, сильным, может, даже агрессивным, враждебным.
Трудолюбивый – фиолетовый и желтый цвета. Другими словами, трудолюбивый человек очень активен, энергичен, готов к активным действиям, может быть суетлив.
Ленивый – коричневый, серый, синий цвет. То есть дети справедливо считают ленивого человека слабым, не вовлеченным в дело, вялым, пассивным, а также холодным.
Дополнительно к опросу детей, проводится анкетирование родителей и воспитателей группы.
Использование опросника для воспитателей
Уважаемый педагог! Всесторонняя диагностика адаптации ребенка невозможна без наблюдения за ним. Предлагаемый опросник направлен на диагностику особенностей поведения и уровня формирования социальных навыков ребенка. Вас просят выразить согласие или несогласие с приведенными ниже утверждениями.
1. Ребенок легко идет на контакт с детьми на детской площадке
2. Чувствует себя свободно, общаясь со знакомыми взрослыми
3. Легко заводит разговор с незнакомыми людьми
4. Адекватно реагирует на замечания взрослых
5. Соблюдает правила игры
6. Удерживает внимание во время занятия
7. Выполняет поручения взрослых
8. Владеет основными навыками личной гигиены
9. Редко вступает в конфликты с другими детьми
10. Вежлив со взрослыми и сверстниками
11. Самостоятельно справляется с затруднениями в работе
12. В последнее время изменился, появились новые интересы
13. Садик стал неинтересен ребенку
14. Упрямо отстаивает свое мнение
15. Любые задания вызывают большое волнение
За каждый положительный ответ присваивается 1 балл, отрицательный ответ не оценивается. Свыше 12 баллов свидетельствуют о высоком уровне развития социальных навыков. Менее 6 баллов - низкий уровень.
Качественный анализ результатов, полученных по обеим составляющим методики позволяет определить уровень социально-психологической адаптации ребенка и выявить имеющиеся проблемы.
Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Ваш ребёнок недавно начал посещать группу. Просим вас рассказать о том, как он чувствует себя дома. Ответы на вопросы анкеты помогут педагогам найти индивидуальный подход к нему.
Имя, фамилия ребёнка ___ возраст___
1. Режим дня ребёнка дома (основные моменты) : время пробуждения___ ,
завтрака___, обеда___, дневного сна ___, прогулки___, игр и занятий с ребёнком ___ .
2. Особенности темперамента ребёнка и его подвижности (подчеркнуть) : обычный, очень подвижный, замедленный.
3. Есть ли «всплеск энергии» дома после детского сада___
4. Многочисленны ли дома контакты у ребёнка, его родителей___
___
5. Стремиться ли ребёнок к общению со сверстниками? ___
6. Есть ли любимая игрушка (какая? ___
7. Был ли «ознакомительный визит» в группу: что показали, что понравилось, что не понравилось? ___
8. Есть ли дети, которые понравились? ___
9. Были ли попытки играть с ними? ___
10. Есть ли в группе дети, которые постоянно обижают Вашего ребёнка? ___
___ Как обижают? ___
Почему? ___
По отношению к Вашему По отношению к другому
ребёнку (подчеркнуть) ребёнку (подчеркнуть)
замедленный агрессивный (нападает на всех)
обидчивый, ранимый очень активный
плохо говорит неуравновешенный
не умеет играть непослушный
не умеет дать сдачи неуправляемый
не умеет удержать игрушку просто старше
нерешительный сильнее
боится
беспокойный
Другие причины___
11. Боится ли воспитателя? Какого? ___
12. Может ли обратиться к воспитателю с вопросом, просьбой? ___
13. Слушается ли воспитателя? Какого? ___
14. Рассказывает ли дома о воспитателях, отвечает ли на вопросы? ___
15. Играет ли дома в детский сад (подчеркнуть) : самостоятельно, с игрушками, с мамой. Предпочитаемая роль, возможные сюжеты: ___
16. Плачет ли ребёнок при разлуке? ___
17. Спрашивает ли, когда Вы его заберёте? ___
18. Поведение ребёнка при встрече (подчеркнуть) : спокоен, плачет, продолжает играть, просит подождать?
19. Утром отказывается идти в детский сад? ___
20. Проситься ли в детский сад в выходные дни? ___
Результаты анкет обрабатываются и суммируются с основными результатами.