Оксана Онищенко
Методика развития для неговорящих малышей Новиковой — Иванцовой
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДЛЯ НЕГОВОРЯЩИХ МАЛЫШЕЙ НОВИКОВОЙ-ИВАНЦОВОЙ
Полностью ее название звучит как методика формирования языковой системы или коротко МФЯС, направлена на исправление задержек в речи детей, которые могут возникнуть при алалии, проявлениях заикания, интеллектуального развития, синдрома Дауна, раннем детском аутизме и проч. Именно в борьбе с этими нарушениями методика Новиковой-Иванцовой наиболее эффективна.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Неговорящие дети
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Тамара Никифоровна — заслуженный учитель России, логопед с тридцатилетним стажем в области работы с системными речевыми патологиями у детей.
В ее методе содержатся рекомендации, имеющие ценность не только для профессиональных логопедов, но и только начинающих специалистов.
Очень важно в детском возрасте заниматься развитием речи. Ведь именно в младшем возрасте вы закладываете фундамент успешного развития ребенка. Есть категория детей с различными нарушениями речи, и среди них есть и те, кто не разговаривает. И с такой группой специалист использует методику работы с неговорящими детьми Новиковой-Иванцовой.
Цель этого пособия - научить детей с тяжелыми нарушениями речи произносить звуки, слова, фразы и предложения. К ее работе даны рекомендации, которые помогут не только опытным специалистам, но и начинающим педагогам. Также это пособие написано доступным языком, что позволяет работать по нему родителям.
В основе методики Новиковой-Иванцовой лежат следующие принципы:
• нужно сформировать благоприятную среду для речевого развития;
• выполнять практические занятия по говорению нужно регулярно.
Успех от занятий по данному пособию зависит от того, насколько систематично вы будете выполнять эти правила. Ведь только постоянные занятия помогут достичь нужного результата. Нужно не просто "запустить" речь ребенку, но и создать подходящую для этого среду. -
Факторы, влияющие на развитие речи
Чтобы успешно применить методику Новиковой-Иванцовой, вы должны создать комфортную речевую среду для ребенка. На развитие речи влияет состояние высших психических функций ребенка, т. е. у него должны быть развиты мышление, внимание, память и другие когнитивные процессы. Если какой-либо из этих процессов отстает в развитии, то это влияет и на речевое развитие. Также ребенок должен достаточно много двигаться. Это улучшает кровоснабжение и работу головного мозга. Поэтому часто детям с речевыми нарушениями рекомендуют посещать бассейн или заниматься гимнастикой.
Также чтобы сформировать благоприятную речевую среду, вы должны выполнить следующие условия:
• стараться разговаривать с ребенком на разнообразные темы;
• использовать новые слова;
• ваша речь должна быть эмоционально окрашенной;
• вы должны проговаривать слова четко и ясно;
• озвучивайте ваши действия;
• используйте наглядный материал и проговаривайте то, что показываете.
Один из важных нюансов в работе по методике Новиковой-Иванцовой - это музыкальные занятия. Благотворно на развитие речи влияют прослушивание и пение различных песен (на родном языке). Это помогает сформировать темпо-ритмическую сторону речи и улучшить фонетическое восприятие
Этапы речевого развития
Методика Новиковой-Иванцовой построена на онтогенетическом принципе, т. е. в ее основе лежат этапы формирования речи. Ребенок с нормальным речевым развитием проходит все этапы, а у не говорящих детей это развитие идет с отставанием. Поэтому перед началом занятий нужно провести диагностику, чтобы определить, с какого этапа нужно начинать работу.
Крик - это самая первая рефлекторная речевая реакция ребенка. С его помощью он общается с окружающим миром. В норме он должен быть чистым и звонким. У детей с нарушением речевого развития он приглушен или его вовсе нет.
Гуление - это произнесение гласных звуков, поэтому взрослым кажется, что ребенок поет. Иногда к гласным добавляются и согласные звуки. Малыш уже пытается подражать интонациям взрослого, на этом этапе важно поддерживать его стремление к общению. Лепетание - это повторение одного слога или слова. Некоторые родители принимают лепетание за слово. Но считать так можно только тогда, когда ребенок осознанно это использует. После лепета ребенок начинает говорить словами.
К году-полутора у ребенка в словарном запасе должно быть несколько слов, из которых он может составлять фразы. Если у ребенка было отставание на каком-либо этапе, значит, согласно методике Новиковой-Иванцовой, с ребенком нужно его отработать. Благодаря этому малыш сможет научиться складывать слова, потом составлять фразы и предложения.
Использование сенсорных сфер
В самом начале работы по методике Новиковой-Иванцовой Т. Н. на занятиях задействуют различные сенсорные сферы:
• зрительный - ребенку показывают картинки-символы звуков;
• тактильные - нужно не просто говорить, как работает артикуляционный аппарат, ребенок должен почувствовать работу губ, языка и голосовых связок;
• слуховое восприятие - в работе используют мелодии-ритмы.
Особый упор в работе делают именно на темпо-ритмическую составляющую и слуховое восприятие. Поэтому в методике Новиковой-Иванцовой содержится много заданий с использованием музыки. Это помогает сформировать не только артикуляционный аппарат, но и правильное речевое дыхание.
Этапы логопедической работы
Методика Новиковой-Иванцовой - "вызывание речи" - направлена на то, чтобы помочь детям с тяжелыми нарушениями овладеть фразовой речью. Логопедическая работа включает в себя несколько этапов.
1. Предъязыковой уровень - упор делают на формирование пассивного словаря, т. е. на понимание речи. Он включает такие задания, как работа над темпо-ритмической составляющей, отработка интонации. На этом уровне отрабатывают стадию лепета. Также на этом этапе учат различать неречевые звуки и делают постепенный переход к речевым.
2. На следующем этапе ведут работу по формированию и развитию звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя.
Чтобы логопедическая помощь была эффективной, нужно соблюдать последовательность, занятия должны быть регулярными.
Особенности методики
Существуют различные методики, которые направлены на то, чтобы помочь неговорящим детям. Что же выделяет работу Новиковой-Иванцовой?
1. С первых занятий включают задания на работу над темпо-ритмической стороной речи и интонацией.
2. В работе используют 6 мелодий, которые соответствуют 6 слоговым ритмам русского языка.
3. Также на начальных этапах работают над формированием правильного речевого дыхания и обучению ребенка пению.
4. Согласные звуки вызываются не изолированно, а в сочетании с гласными, т. е. в виде слогов.
5. На первых занятиях упор делают на тактильных ощущениях от произношения звуков. Именно эти особенности отличают методику Новиковой-Иванцовой.
Первая книга посвящена составлению предложения из двух слов: подлежащее и сказуемое. Продолжаем работать в этом направлении с подгруппой детей или индивидуально.
Во второй книге мы добавляем категорию числа, которая в нормативном онтогенезе из всей грамматики формируется первой. Единственное и множественное число отрабатывается в сопоставлении друг с другом. Каждую страницу книги необходимо изучать в соответствии с речевыми возможностями подгруппы и личностными особенностями каждого ребенка. Методические рекомендации. Предлагаем работать пошагово: сначала логопед (далее Л., зачем ребенок (далее Р.). Например, стр. 3: а) Л: «Покажи, где — мыши». Р. ставит указательный палец на нужную картинку, а затем закрывает се фишкой. Л. называет последовательно «куры», «дети», «коты», -собаки», «петухи». Р. показывает нужную картинку и закрывает ее фишкой. В итоге все картинки закрыты фишками. б) Продолжаем работу на стр. 3. Л. сдвигает одну фишку в сторону так, чтобы была видна картинка и спрашивает: «кто?» Р. : «мыши». Ответ правильный, и логопед предлагает убрать фишку. Если ребенок затрудняется в образовании множественного числа, логопед проговаривает существительное сопряженно с ребенком. Так отрабатывается вся страница. В итоге все фишки убраны. Логопед обводит рукой все картинки и говорит: «идут». в) Эта же страница. Л. : «показывай и называй». Р. ставит палец на любую кар» инку и говорит (самостоятельно, сопряженно с логопедом или отраженно, например, «мыши». Л. добавляет: «идут». Картинка закрывается фишкой. Так отрабатываются все картинки, в итоге все они закрыты фишками. г) Снова стр. 3.
Занятия направлены на развитие мелкой моторики, слухового восприятия, ритмики, зрительной памяти. Каждый урок проводится с определённым музыкальным сопровождением.
Результаты
Довольно часто логопеды используют методику Новиковой-Иванцовой для работы с неговорящими детьми. И многие восхищаются достигнутыми результатами, отмечая прогресс детей с алалией. Но некоторые среди недостатков отмечают, что нужно несколько месяцев заниматься только "пропеванием", поэтому не всем детям и родителям нравятся такие занятия. Другие включают понравившиеся задания в занятия. Но главное - это соблюдать последовательность и учитывать все особенности этой методики.
Занятия по пособию Новиковой-Иванцовой - это возможность для детей с тяжелыми нарушениями речи научиться общаться с людьми. Эта методика учитывает онтогенез речи, что позволяет максимально эффективно построить логопедическую работу