Ирина Павлова
Методика развития диалогической речи
▼ Скачать + Заказать документы
Диалогическая речь – наиболее простая форма устной речи, которая служит для общения людей. Она характеризуется смысловым, семантическим и структурным единством, она ситуативна и эмоциональна, так как участвующие в диалоге используют неязыковые выразительные средства: жесты, мимику, интонацию, взгляды.
Диалог состоит из отдельных реплик и поддерживается собеседниками, что позволяет опускать некоторые элементы развернутого высказывания, использовать стереотипные разговорные конструкции, поэтому некорректно постоянно требовать от дошкольников полных ответов на вопросы, как это делают многие педагоги.
Публикация «Методика развития диалогической речи» размещена в разделах
Развитие диалогической речи находится в тесной связи с развитием внимания, памяти, мышления, формированием словаря и грамматического строя речи, таких качеств, как общительность, вежливость.
Дошкольники овладевают диалогической речью под руководством взрослых. Средства влияния педагога на диалогическую речь дошкольников разнообразны, но важнейшими из них являются организация речевого общения детей в повседневной жизни и в процессе организованной образовательной деятельности.
Работая над формированием диалогической речи самых маленьких дошкольников, детей третьего и четвертого года жизни, можно разыгрывать перед ними диалоги в настольном, кукольном, пальчиковом, плоскостном театре между зверюшками, сказочными персонажами.
Это может быть и диалог между двумя куклами.
– Здравствуй, я кукла Катя. А как тебя зовут.
– Меня зовут Маша.
– Мне три года. А тебе сколько лет?
– Мне четыре года.
– В какие игры ты любишь играть? Я люблю играть в «Дочки-матери».
– А я люблю играть в магазин.
– Что продается в твоем магазине?
– В магазине продается посуда и одежда для кукол.
– А какую сказку ты любишь?
– Я люблю сказку «Курочка Ряба». А ты?
– А мне нравится сказка «Колобок». Тебе ее читали?
– Да. Мне читали эту сказку.
– Давай вместе споем песенку Колобка.
– Давай.
– Я – Колобок, румяный бок,
По коробу скребен, на сметане мешон, на окошке стужен.
Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел, я от волка ушел, я от медведя ушел.
И от тебя, лисы, тоже уйду.
Можно показать детям и беседу между двумя сказочными персонажами.
– Здравствуй, я Курочка Ряба. А ты кто?
– А я Мышка-норушка.
– Я снесла золотое яичко. А ты что сделала?
– А я бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
К формированию диалогической речи готовят малышей и стихотворные диалоги.
– Эй, барашек молодой,
Почему ты завитой?
– Почему я завитой?
С ключевой дружу водой.
– Почему ты шелковистый?
– Травкой я питаюсь чистой.
– А скажи, барашек,
Много ли кудряшек?
– Много так! Не сосчитать!
Миллион сто сорок пять!
Именно со стихотворных диалогов-дразнилок начинается подготовка к диалогической речи двухлетних малышей.
Мы погладили кота.
– Та-та-та, та-та-та.
Молока дадим коту.
– Ту-ту-ту, ту-ту-ту.
Спели песню о коте.
– Те-те-те, те-те-те.
На крыльце сидим с котом.
– Том-том-том, том-том-том.
Об организации речевого общения детей в повседневной жизни стоит сказать особо. Диалоги обязательно организуются при сопровождении режимных моментов. Например.
– Куда мы сейчас пойдем?
– Мыть руки.
– Что мы сначала сделаем?
– Откроем кран.
– Что теперь будем делать?
– Намочим руки.
– Что теперь нужно взять?
– Мыло.
– Что мы сделаем?
– Намылим руки.
– Что сделаем, когда намылили руки?
– Положим мыло.
– А дальше что нужно сделать?
– Смыть мыло.
– Отлично. Закрывайте краны. Что вы сделаете теперь?
– Вытрем руки полотенцем.
Взрослые должны помнить, что дети второго, третьего и даже четвертого года жизни плохо воспринимают многоступенчатые инструкции и предложения сложной конструкции. Это необходимо учитывать при организации речевого общения в ходе режимных моментов, в диалогах.
Педагоги должны хорошо владеть разнообразными приемами, которые помогут на начальном этапе вызвать у ребенка элементарные речевые реакции, а затем – желание принять участие в диалоге. Следует поддерживать и постоянно развивать активную позицию ребенка. Нужно уметь привлечь его внимание к себе и своей речи, расположить малыша к себе, заинтересовать его.
Это можно сделать с помощью демонстрации игрушек, картинок; обращения к опыту ребенка; элементарных вопросов, вызываемых обстоятельствами; сюжетно-ролевых игр; индивидуальных и коллективных разговоров, бесед; образца ответов и вопросов; словесных поручений и совместных трудовых действий. Такой прием как образец речи педагога приобретает в детском саду особое значение. Педагоги должны следить за своей речью и постоянно давать детям образцы речевого общения, знакомить с правилами речевого поведения.
Можно рассмотреть один из самых действенных приемов развития диалогической речи дошкольников – беседу.
Беседа представляет собой заранее подготовленный разговор педагога с группой детей на определенную тему. Беседа является активным методом умственного воспитания дошкольника, потому что побуждает ребенка воспроизводить наиболее значимые, существенные факты, учит сравнивать, рассуждать, обобщать.
В беседе постепенно формируются связные логические высказывания, оценочные суждения, активизируется словарь, так как педагог побуждает детей подыскивать для ответа наиболее точные, удачные слова. Таким образом, беседа стимулирует развитие мышления и речи дошкольника в единстве. Темы бесед намечаются в соответствии с изучаемыми лексическими темами и в рамках ознакомления дошкольников с окружающим. Беседы организуются с детьми все возрастных групп, начиная с группы для детей третьего года жизни.
В беседе можно выделить такие структурные компоненты, как начало, основная часть, окончание.
В начале беседы необходимо создать соответствующий теме эмоциональный настрой, вызвать у детей интерес к теме беседы, пробудить желание общаться, оживить имеющийся у детей опыт, активизировать их внимание. На этом этапе могут использоваться разнообразные приемы: демонстрация игрушки, предмета, живого объекта, фотографии, предметной или сюжетной картинки, загадывание загадки или чтение стихотворения, прослушивание фрагмента музыкального произведения. Следует объяснить детям цель беседы и обосновать ее необходимость.
Основная часть беседы обычно делится этапы, каждый из которых соответствует определенному разделу темы. Используя разнообразные приемы, педагог должен обеспечивать плавный переход от одного этапа к другому, подводя итог высказываниям детей. Основным приемом работы в этой части беседы является вопрос, потому что именно вопросы позволяют поставить перед детьми мыслительно-речевую задачу. Важно, чтобы вопросы были четкими и конкретными, задавались неторопливо. Особенно ценны вопросы проблемного характера: Почему? Зачем? По какой причине? Откуда? Как узнать? Педагогу следует давать детям указания, как следует отвечать, кратко или полно. Если на вопрос требуется развернутый ответ, целесообразно наметить план ответа. Можно активно использовать и такие приемы, как показ наглядного материала, чтение отрывков художественных произведений, рассказ или объяснение, игровые задания и занимательные упражнения.
Следует отметить, что демонстрация наглядного материала во время беседы должна быть кратковременной, педагогу следует вовремя убрать продемонстрированный предмет или картинку, чтобы они не отвлекали детей.
Конец беседы краток по времени, подводит к синтезу темы. Эта часть беседы наиболее эмоциональна, действенна: рассматривание раздаточного материала, выполнение игровых упражнений, чтение художественного текста, пение, пожелания детям к их дальнейшим наблюдениям.