Юлия Голубева
Методика работы с мультфильмом на занятиях по развитию речи в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Использование мультипликации на занятии по развитию речи может значительно повлиять на речевое развитие ребенка. Грамотное использование мультфильмов может активизировать и расширить словарный запас воспитанников. Также ускорить работу по преодолению лексико-грамматических нарушений, усовершенствовать навыки связной выразительной речи, ускорить развитие фонематического восприятия.
Публикация «Методика работы с мультфильмом на занятиях по развитию речи в детском саду» размещена в разделах
Важными условиями на занятии по развитию речи с включением мультипликации, является соблюдение требований к индивидуально-возрастным особенностям детей. Время работы с мультимедийным экраном не должно превышать 10 минут, после чего, необходимо сделать гимнастику для глаз.
Предлагается работать с мультфильмом на занятии по развитию речи следующим образом :
1. Знакомство с мультипликационной лентой. Воспитатель проводит беседу, сообщает детям название мультфильма, готовит к его восприятию и пониманию. Можно организовать мини-кинотеатр, в котором дети будут смотреть мультфильм.
По возвращению в группу проходит разбор содержания мультфильма по вопросам педагога. Дети проговаривают основную сюжетную линию мультфильма и выполняют сюжетные рисунки по следам впечатлений. Главное условие: на рисунке обязательно должен присутствовать хотя бы один главный герой. Воспитатель оказывает помощь организационного характера (выбор сюжета, напоминание способа взаимодействия героев, предлагает в качестве наглядности схемы поэтапного рисования живых и неживых объектов).
Детям предоставляется максимальная свобода, но иногда помощь воспитателя бывает просто необходима: в индивидуальном порядке проговорить выбранный сюжет, еще раз вспомнить его героев и место действия
Построение связного рассказа на материале сюжета мультфильма :
Совместно с педагогом дети описывают отдельные предметы, внешний вид героев, далее даётся характеристика их поступков и качеств. 2. Детям предоставляется отдельная картина из мультфильма (скриншот). На основании этого происходит составление связного рассказа, который может отличаться от основного содержания. Можно придумать свой рассказ.
Рассуждение. Можно задать вопросы типа: «Как вы думаете, что было бы если ёжик не нашёл море?» (мультфильм «Осенние корабли?», Превратилась бы бочка в лошадь, если бы ёжик не мечтал о лошади? (мультфильм «Удивительная бочка», Пригласят ли зайчата за стол ворону? («Мешок яблок и т. д)
3. Работа с заданиями, созданными согласно сюжету мультфильма. Мультипликационный текст должен подбираться с учетом темы занятия. И данный этап акцентирует своё внимание на способах развития и закрепления у детей непосредственно речевых и языковых навыков в соответствии с темой занятия.
4. Продуктивная деятельность. Рефлексия Создание рисунков, аппликаций на основе увиденного мультфильма.
Если мультфильм показывается дома, то родителям необходимо учитывать интересы и возрастные особенности ребенка, уже имеющиеся языковые знания. Важным является лексика, которую употребляют герои мультфильма. Стоит принимать во внимание воспитательный характер любого видеоматериала. Необходимо выбирать текст, которых не содержит в себе каких-либо моральных и эстетических искажений. Где нет сцен жестокости, некорректного поведения героев.
Если мультфильм интересен ребенку, то он оставит в его психике эмоциональный отклик и это будет способствует скорейшему запоминанию информации, а значит развитию памяти. Фразы и песенки из полюбившегося мультфильма ребенок сможет цитировать на уровне автоматизма.
В заключении хочется отразить ряд методологических положений использования мультипликационных фильмов в работе с дошкольниками :
Связная речь представляет собой вид речемыслительной деятельности, результатом которой является текстовое сообщение. Работа с мультфильмом предполагает реализацию задач по развитию связной речи.
Основными моментами в деятельности, воспитателя на занятии по развитию речи является :
Развитие коммуникативных навыков
Развивать коммуникативные навыки можно в процессе рассуждения над поступками героев мультфильма, либо можно предложить детям проиграть небольшую сцену из мультфильма.
Мультфильм может стать основой для создания проекта, в который можно включить также и создание с детьми собственного мультфильма. Как правило, это командная работа, которая может тесно сплотить воспитанников и педагога.
развитие грамматического строя речи
Разработанные занятия так и разбор самого мультфильма могут помочь детям согласовывать слова в роде, числе, падеже; употреблять существительные с употреблять форму мн. числа существительных, совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных; употреблять эти существительные в именительном и родительном падежах (лисята-лисят, зайчата-зайчат); совершенствовать умения детей согласовывать в предложении сущ. с числительными (два яблока, пять яблок);
обогащение лексикона в рамках изучаемых тем;
Качественные мультфильмы, в особенности советские, обладают насыщенным лексическим словарём. Педагогу важно делать акцент на новых словах, разбирать их, подбирать с детьми синонимы и антонимы к ним.
формирование познавательной сферы;
Мультипликационный фильм несет в себе определенный сюжет, показывает определенные качественные характеристики предметов и явлений, категорий вещей, природных изменений и т. д.
развитие эмоционально-волевой сферы
Анимационный фильм может повлиять на характер поступков ребенка. Может помочь изменить их в лучшую сторону. В данном случае мультфильм может использоваться как корректор поведения. (Например, мультфильм «Муха и зайчонок» может воспитывать умение ценить заботу и труд других людей).
Процесс совершенствования связной речи средствами мультипликационных фильмов опирается на ряд общих дидактических, методических принципов : принцип реалистичности, сознательности, активности, взаимосвязи работы над различными сторонами речи, принцип обогащения мотивации речевой деятельности, наглядности и т. д.