Галина Рязанцева
Методика работы с безречевыми детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Ваша первая задача - научить родителей и настроить их на тяжелую ответственную работу.
К сожалению, на «хочу-не хочу» в логопедии далеко не уедешь, и порой самое сложное – вработать родителей и «взнуздать» малявку, а не победить патологию.
Я обязательно оговариваю вопрос мотивации: за хорошую работу – пятерка, которая тут же «отоваривается» - «баш на баш».
Публикация «Методика работы с безречевыми детьми» размещена в разделах
Если не хочет работать, делаю замечание, ставя галочку на листике; 3 замечания – двойка с последующим «разбором полетов» дома – наказан; ни мультиков, ни вкусняшек, ни прогулок, и что бы ни попросил, все показывают двойку и напоминают, за что она получена.
Обычно при правильном подходе вопрос работоспособности отлаживается достаточно быстро и радикально; упрямцев – к психологу, дефектологу, а иногда и к психиатру, в зависимости от сюжета. То есть если ребенок отказывается работать или мама несерьезно относится к занятиям, я их просто заверну – мне свои силы попусту тратить жалко.
1. Практически со всеми безречевыми общая схема :
- отработка отдельных позиций и цепочек общемоторных движений;
- отработка отдельных позиций и цепочек мелкомоторных движений (элементы пальчиковой гимнастики + «Кулак-ребро-ладонь»);
- отработка отдельных позиций и цепочек артикуляционных движений;
- если необходимо, нормализация тонуса (при дизартрии) – жевание, вылизывание, термоаппликации + артикуляционная гимнастика;
-отработка цепочек звуков, а затем слогов из звуков раннего онтогенеза (а о у и; ма па ба ва фа та да на ка га ха); каждый согласный соединяется с каждым гласным + образуются твердые и мягкие пары – ма мя мо мё му мю и т. п.
Скажи: «а у, у о и» т. п. ; это часто обыгрываю на мелких игрушках - зайка пришел, позови – «а»; мишка пришел, зови – «у». Они пошли гулять: «а-у, а-у» и т. п. Полезно в этой работе использовать кубики Зайцева – двух зайцев убиваете.
Когда начинает свободно повторять такие цепочки, начинается развернутый лепет, обычно через месяц-два плюс-минус первые сдвиги.
Затем из этих единиц составляем простые слова: Ка-тя, Пе-тя, Ни-ка, ко-ни и т. п. ; скажи: «Ка», скажи: «тя», скажи: «Катя».
Появились первые чистые слова – включаем в простую фразу: «Это Катя, Вот Петя, Тут Ника, Там кони, Катя, на! Петя, иди! Деда, купи! Ника, иди ко мне, Вика, беги туда» и т. п.
-дыхание;
-фонематический слух);
-когда чуть заболтает – звуковой (звуко-слоговый) анализ;
-работа с лексическими темами;
-с моторными также отработка одно-, двух- и трехступенчатой инструкции (в зависимости от возможностей ребенка) – запомни все и выполни.
-при необходимости постановка звуков, хотя чистая моторная алалия этого не предполагает, - у моторных алаликов звукопроизношение не страдает, если нет дизартрического компонента.
-пальчиковый массаж, пальчиковая гимнастика, занятия ручной умелостью – но это больше сами дома.