Алла Корниенко
Методика психомоторного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИКА ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ
Методика состоит из 4 блоков, каждый блок делится на комплексы, комплекс делится на задания.
1 блок направлен на изучение восприятия дошкольников.
1 комплекс направлен на изучение точности и объема восприятия предметов окружающей действительности.
ЗАДАНИЕ 1
УЗНАВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ИХ НАЗНАЧЕНИЮ
ЦЕЛЬ: определить точность и объем представлений о предметах ближайшего окружения и умение с ними действовать.
Публикация «Методика психомоторного развития дошкольников» размещена в разделах
ОБОРУДОВАНИЕ: небольшие предметы (чашка из кукольного набора, ботинок, утюг, нож, четыре кубика, карандаш, зубная щетка.
Данные предметы предъявляются по одному, спрашивая названия и если ребенок не знает, даем свое название.
ИНСТРУКЦИЯ: покажи, что можно делать с этим.
Наблюдение за действием ребенка.
ЗАДАНИЕ 1.2
ПОКАЗЫВАНИЕ ЧАСТЕЙ ТЕЛА НА РЕБЕНКЕ
ЦЕЛЬ: определить умение ориентироваться в схеме собственного тела
ПРОВЕДЕНИЕ: взрослый предлагает ребенку показать отдельные части тела.
Где голова, руки, ноги (начинаем с крупных частей затем к более мелким)
Глаза, нос, рот. Затем: подбородок, ресницы, брови.
ЗАДАНИЕ 1.3
ПОКАЗЫВАНИЕ ЧАСТЕЙ ТЕЛА НА ОБЪЕМНОЙ КУКЛЕ
ЦЕЛЬ: определить умение ориентироваться на кукле
ОБОРУДОВАНИЕ: кукла, показывание ребенком частей тела от более крупных к более мелким.
ЗАДАНИЕ 1.4.
ПОКАЗЫВАНИЕ ЧАСТЕЙ ТЕЛА НА ПЛОСКОСТНОЙ КУКЛЕ
ЦЕЛЬ : определить умение ребенка показывать части тела на плоскостной кукле.
ОБОРУДОВАНИЕ: кукла вырезанная из картона
2 комплекс 1 серии
Направлен на изучение особенности восприятия формы
ЗАДАНИЕ 2.1
РАЗЛОЖИ ФИГУРЫ ПО МЕСТАМ
ЦЕЛЬ: определить наличие у ребенка умение соотносить предметы по форме
ОБОРУДОВАНИЕ : досочка размер 20 х 13 с пятью углублениями круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал и соответствующие фигуры к этим углублениям (доска Сигена).
ПРОВЕДЕНИЕ: перед ребенком находится доска с фигурами внутри. Затем фигуры достаем выкладываем рядом на поверхности стола. Даем инструкцию: разложи фигуры по местам.
Если ребенок не справляется, даем образец действия (сами собираем, затем ребенок).
ЗАДАНИЕ 2.2
ПОКАЖИ ФИГУРУ
ЦЕЛЬ: установить умение ребенка узнавать геометрические фигуры по названию
ОБОРУДОВАНИЕ: круг, квадрат, треугольник
Перед ребенком три фигуры
ИНСТРУКЦИЯ: покажи круг, квадрат, треугольник
ЗАДАНИЕ 2.3
НАЗОВИ ФИГУРУ
ЦЕЛЬ : выявить имеющиеся у ребенка знания о геометрических фигурах, умение их самостоятельно называть
ОБОРУДОВАНИЕ : круг, квадрат, треугольник
ИНСТРУКЦИЯ : назови что это (показывая на фигуру).
3 комплекс 1 блока
Направлен на изучение восприятия цвета и оценку мелкой моторики
ЗАДАНИЕ 3.1
ЦВЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ
ОБОРУДОВАНИЕ : 20 счетных палочек (10 желтого цвета 10 синего цвета)
2 коробочки с палочками
ПРОВЕДЕНИЕ: перед ребенком две коробочки и счетные палочки на столе вперемежку желтые и синие вместе.
ИНСТРУКЦИЯ: собери в одну коробку желтые палочки, в другую коробку синие палочки.
4 комплекс 1 блока
Направлен на изучение особенности восприятия величины
ЗАДАНИЕ 4.1
ЦЕЛЬ: установить умение ребенка соотносить предметы по величине
ОБОРУДОВАНИЕ: коробка с двумя круглыми отверстиями одно большое другое маленькое и шарики 3 больших и 3 маленьких (цвет, материал одинаковый)
ПРОВЕДЕНИЕ: перед ребенком находится коробка и шарики на столе
ИНСТРУКЦИЯ: брось шарик в коробку.
ЗАДАНИЕ 4.2
КАКОЙ ШАРИК ПО ВЕЛИЧИНЕ
ЦЕЛЬ : определить наличие у ребенка умение называть и показывать предмет требуемой величины
ОБОРУДОВАНИЕ: 3 больших и 3 маленьких шарика из предыдущего задания
Перед ребенком выкладываем один большой шарик, один маленький шарик
- покажи большой шарик (убрать эти шарики)
Достаем следующую пару
-покажи маленький шарик (убираем,
достаем следующую пару спрашиваем
-Какой это шарик?
ЗАДАНИЕ 4.3
ПУГОВИЦЫ
ЦЕЛЬ: установить умение ребенка классифицировать предметы по величине
ОБОРУДОВАНИЕ: пуговицы двух размеров 5 больших и 5 маленьких.
Пуговицы одинаковые : цвет, форма и 2коробки.
Перед ребенком пуговицы вперемежку и 2 коробки.
- Собери все большие пуговицы в коробку
- Собери все маленькие
Если не получается:
-сюда все такие большие
-сюда все такие маленькие
ЗАДАНИЕ 4.4
БЛОКИ С ЦИЛИНДРИЧЕСКИМИ ВКЛАДЫШАМИ
ЦЕЛЬ: установить умение ребенка устанавливать закономерности изменяющихся по величине предметов.
ОБОРУДОВАНИЕ: два деревянных блока натурального цвета с шестью углублениями для цилиндров
ОСОБЕННОСТИ:
1 блок – цилиндры изменяются только по высоте, а диаметр один и тот же
2 блок - высота цилиндров равномерно уменьшается, а диаметр увеличивается.
Начинаем со 2. Перед ребенком находится блок с цилиндрами – взрослый достает цилиндры и ставит их в беспорядке на столе.
-Смотри внимательно, что я сейчас буду делать.
- Сделай так же как я. Поставь их на место.
Если ребенок не справляется взрослый самостоятельно собирает блок- затем достает цилиндры и ставит рядом с соответствующими углублениями. Заием предложить ребенку самостоятельно собрать.
Аналогично проводится с 1 блоком
ЗАДАНИЕ 4.5
КОРИЧНЕВАЯ ЛЕСТНИЦА
ЦЕЛЬ : установить умение ребенка практическим путем действовать с предметами изменяющимися по величине
ОБОРУДОВАНИЕ:
Коричневая лестница состоит из 10 деревянных призм каждая длинной 20 см. Боковые стороны призм квадратные, длинна ребра самого большого равна 10 см., самого маленького 1 см.
Желательно обследование проводить на полу. Материал отличается от коврового покрытия. Призмы находятся в беспорядке. Взрослый берет самую большую призму, кладет перед ребенком, затем следующую призму кладет точно перед первой таким образом, чтобы стороны длинные обеих призм соприкасались друг с другом. Таким же образом со всеми остальными призмами (получается лестница).
Разобрать лестницу по одной призме. Предложить ребенку построить то же самое.