Пряничникова Галина Николаевна
Методика проведения подвижных игр старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методика проведения подвижных игр
Подвижная игра – это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни.
Публикация «Методика проведения подвижных игр старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Отличительной чертой подвижной игры является молниеносная, мгновенная ответная реакция ребенка на сигналы «Лови!», «Беги!» «Стой!» и др.
В формировании всесторонне развитой личности ребенка подвижные игры с правилами являются основным средством и методом физического воспитания. Подвижные игры оказывают оздоровительное влияние на организм ребенка: он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазанье, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т. д. При этом активизируются дыхание, обменные процессы в организме, что оказывает благоприятное воздействие на психическую деятельность. Оздоровительное действие подвижных игр увеличивается при проведении их на свежем воздухе.
Цели и задачи в процессе проведения подвижной игры :
Образовательная. В ходе игры происходит усвоение ребенком определенных знаний в виде правил игры.
Развивающая. Участвуя в подвижной игре, ребенок развивает свои физические данные (силу, ловкость, подвижность, скорость реакции, а также коммуникативные навыки (учится выигрывать и проигрывать, взаимодействовать со сверстниками ради достижения победы).
Воспитательная. В процессе игры маленький человек учится соответствовать определенным правилам (пока что выступающим в виде правил игры, в нем воспитываются качества, которые позже пригодятся в процессе жизнедеятельности: старательность, исполнительность, сила воли.
Подвижные игры классифицируются по:
– возрасту;
– степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью);
– видам движений (игры с бегом, метание и т. д.);
– содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).
В теории и методике физического воспитания принята следующая классификация игр:
– подвижные игры с правилами – сюжетные и несюжетные игры.
– спортивные игры – баскетбол, городки, волейбол, хоккей, футбол и др.
Знание методики проведения подвижных игр содействует положительному решению задач обучения и воспитания.
Первым условием применения подвижных игр в воспитании детей является знание программных задач, поставленных для данной возрастной группы. Изучив общие задачи воспитания, следует применять их с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для этого у педагога должны быть сведения о детях с отклонениями в физическом развитии. Обязательно в первые дни работы сделать диагностику двигательных навыков и общего уровня развития детей. Кроме того, всегда есть новенькие дети, которые требуют к себе особого внимания.
К методическим принципам проведения подвижных игр относятся :
– принцип систематичности;
– принцип доступности;
– принцип учета возрастного развития;
– принцип чередования нагрузки;
– принцип наглядности;
– принцип индивидуальности;
– принцип сознательности и активности.
Методика проведения подвижной игры :
1. Выбор игры
2. Создание интереса детей к игре
3. Сбор на игру
4. Организация играющих
5. Объяснение правил игры
6. Распределение ролей
7. Разметка площадки
8. Раздача инвентаря и атрибутов
9. Сигнал на начало игры
10. Проведение игры
11. Сигнал на окончание игры
12. Педагогический анализ игры
Выбор игры
Подготовка к проведению игры начинается с выбора игры, который зависит от задач занятия. При этом необходимо учитывать возраст детей, уровень их развития и физической подготовленности, количество и интересы детей, состояние их здоровья, условия проведения игры.
В старшем дошкольном возрасте можно подбирать игры с прыжками в длину с места, метанием и лазаньем. В играх старших дошкольников можно использовать бессюжетные игры, но детям все равно доставляют большое удовольствие сюжетные подвижные игры. В игры с элементами соревнования включаются различные движения и их сочетания, могут быть как индиви-дуальными, так и командными соревнованиями. Игры-эстафеты используются с пятилетнего возраста. Необходимо продолжить разучивание подвижных игр как своего, так и других народов.
Создание интереса к игре
Прежде всего необходимо создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. Например, можно поинтересоваться: «Что вы сегодня рисовали?» Дети, например, ответят: «Весну, прилет птиц». «Очень хорошо, -- говорит воспитатель. - Сегодня мы будем играть в игру «Перелет птиц».
При проведении игры с детьми старшего возраста условия для игры могут создавать сами дети. Педагог предлагает поставить скамейку, разложить обручи, начертить границы перебежки и т. д. В дальнейшем эти умения могут пригодиться в самостоятельной деятельности.
Сбор детей на игру
Любая игра начинается с зазыва на игру (или зачина). Можно применять зазывалки, нестандартные звуковые и зрительные сигналы, сюрпризные моменты, демонстративное начало игры. Объясняя новую игру, зачин игры заранее не разучивается, а вводится неожиданно.
Объяснение правил игры. Знакомство с новой игрой
Педагог дает представление о содержании и правилах игры, последовательности игровых действий, которые определяют весь ход игры.
Для того, чтобы дети поняли и запомнили содержание и правила через их объяснение до начала действий, необходимо давать объяснение четко, кратко и выразительно. Для уточнения сигналов, по которым играющим предстоит действовать, необходимо задать детям несколько вопросов. Напри-мер, в игре "Цветные автомобили" : "Когда можно выезжать из гаража? А по какому слову возвращаться в гараж? Помните: если автомобили столкнутся, то их нужно направлять в мастерскую для ремонта. Ехать дальше нельзя".
Если игра включает произнесение текста, особенно в виде диалога, его лучше разучить заранее; четверостишие запоминается быстро при совместном проговаривании во время игры.
Для лучшего понимания сюжетной народной игры педагог проводит предварительную работу (показ иллюстраций, предметов быта и искусства). Можно образно рассказать о сюжете игры, пояснить роль ведущего. При проведении уже знакомых детям игр напомнить правила игры могут сами дети, отвечая на поставленные вопросы.
Распределение ролей
После объяснения правил игры, с помощью считалки или жеребьевки выбирается водящий (в период разучивания водящим выступает педагог). Чаще всего в игре выделяется три роли: ведущий – подает сигналы, управляет игрой; водящий – ловит, догоняет играющих; массовая роль выполняется всеми остальными; как правило, их задача – не попасться водящему. Водящему необходимо владеть основными движениями, хорошо знать правила и строго их выполнять.
В старшем дошкольном возрасте, выбирая водящего можно поинтересоваться у детей, например: "Кого мы выбираем? Самого быстрого? Самого ловкого? Или того, кто умеет правильно ловить, кто ни разу не попался?".
Чтобы показать детям различные удачные действия водящего, педагог становится сам водящим. Исполнение роли водящего взрослым в большей степени оживляет игру, увеличивает ее эмоциональное воздействие.
Руководство в ходе игры
Во время проведения игры педагог должен следить за правильностью выполнения движений, соблюдением правил игры, нагрузкой и взаимоотношениями детей. Регулирование нагрузки происходит через определение количества повторений игры, увеличение или уменьшение активности играющих путем назначения водящими детей с разным уровнем развития движений. Для урегулирования конфликтных ситуаций между детьми в старшей группе можно использовать разъяснение, удаление из игры, извинение.
Педагогический анализ игры
В конце игры обязательно подвести ее итоги. Педагог или сами дети оценивают успехи водящего и других играющих, выясняют причины успешных действий и неудач, отмечают различные варианты, которые позволяют достичь положительных результатов при решении двигательной задачи. Завершается подведение итогов на положительной ноте.
Варьирование и усложнения подвижных игр
При варьировании и усложнении подвижных игр можно использовать варианты:
– увеличение дозировки;
– усложнение двигательного содержания (не выбегать, а выпрыгивать);
– изменение размещения играющих (сбоку, середине);
– смена сигнала;
– усложнение правил;
– проведение в нестандартных условиях.
Запрещаеся менять замысел и композицию игры.
Необходимо помнить, что исключение хотя бы одного этапа в развитии игры влечёт за собой быструю потерю интереса детей к участию в игре.
Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества.