ирина латухина
Методика проведения и применение артикуляционной гимнастики на занятиях в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. Благодаря хорошей подвижности органов артикуляции мы правильно произносим различные звуки. Язык – это главная мышца органов артикуляции. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие, целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Публикация «Методика проведения и применение артикуляционной гимнастики на занятиях в детском саду» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения является артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимых для правильного звукопроизношения.
Почти все дети дошкольного возраста (до 60% от всех детей дошкольного возраста) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.
И, если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и влияют в дальнейшем на обучение в д/саду, школе; возникают сложные речевые нарушения, тяжело поддающиеся коррекции.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой :
• У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты крайне слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы, участвующие в речевом акте.
• Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.
• Благодаря своевременным занятиям АГ некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
• Занятия АГ позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво.
• Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие речевого аппарата.
Артикуляционную гимнастику можно разделить на 2 вида упражнений, это:
Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд (Окошко, Заборчик, Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок).
Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки).
Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность:
есть комплекс упражнений, которые вырабатывают основные движения и положения ОАА;
есть комплексы, которые способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных).
существуют комплексы со специфическими упражнениями, способствующими выработке определенных движений, направленных например, на подвижность кончика языка или для растягивания подъязычной связки.
Так, в младших группах берутся упражнения на развитие основных движений, в средних – на их совершенствование и отрабатывание групп звуков (свистящие и шипящие, в старших – для сонорных звуков.
Методика проведения гимнастики и её основные требования:
1. Рекомендуют поначалу артикуляционную гимнастику выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция — автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Можно использовать небольшое ручное зеркало (примерно 9х12 см). Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Либо взрослый должен находиться напротив детей лицом к ним и быть образцом показа и подражания.
2. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Гимнастику можно проводить или использовать её элементы на любых занятиях, где требуется речевая активность детей.
3. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Руки находятся на коленках. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога.
4. Педагог дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например : улыбнитесь, покажите зубы, приоткройте рот, поднимите кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучите в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.
5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
6. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
7. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений. В комплексе должны присутствовать 2-3 статических и 2-3 динамических.
8. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, а в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10 раз.
9. Статические упражнения выполняются по 5-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
10. Каждое упражнение выполняется под счёт педагога от 5 - 10 раз.
11. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме (показ картинок, символов, стихотворных текстов, игровых атрибутов, игрушек). Использование таких приёмов вызывают положительные эмоции у детей. Каждое упражнение имеет своё название, свой образ. Так детям легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий. Пример : «Трубочка» - «Дудочка» - «Слоник» - «Поцелуй маму».
12. Для достижения лучших результатов в работе над звукопроизношением можно использовать инновационный метод – биоэнергопластика.
БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА– СОЕДИНЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ КИСТЕЙ РУК С ДВИЖЕНИЯМИ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА, Т. Е. В МОМЕНТ ВЫПОЛНЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО УПРАЖНЕНИЯ РУКА ПОКАЗЫВАЕТ, ГДЕ И В КАКОМ ПОЛОЖЕНИИ НАХОДИТСЯ ЯЗЫК, ГУБЫ ИЛИ НИЖНЯЯ ЧЕЛЮСТЬ.
Преимущества использования биоэнергопластики:
• Оптимизирует психологическую базу речи.
• Улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам.
• Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, усиливает их результативность.
Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.