Ольга Глазкова
Методика ознакомления детей раннего возраста с русскими народными сказками
▼ Скачать + Заказать документы
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям,
прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является
средством общения. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для
закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи. В этот период
необходимо приучать ребёнка самостоятельно пользоваться словами,
стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.
Для развития всех сторон психической деятельности ребёнка 2-3 лет
наиболее доступным материалом является сказка. Язык первых сказок,
Публикация «Методика ознакомления детей раннего возраста с русскими народными сказками» размещена в разделах
которые слышит ребёнок, ритмичен, слова в них часто зарифмованы, героям
даны неожиданные и забавные определения. Тексты сказок просты, что
позволяет малышам заменять названия животных на звукоподражания, а в
дальнейшем стимулирует появление в речи ребёнка упрощённых слов и слов, связанных со звукоподражаниями по смыслу. Таким образом, стимулируется развитие активной речи. Сказка замечательна и тем, что в ней излагается зримая и конкретная схема последовательно выполняемых действий. Это важно для ребёнка, чтобы усвоить связь между причиной и следствием.
Возможности сказок велики, они позволяют проводить занятия с детьми
раннего возраста, у которых различный уровень речевого интеллектуального развития. Ознакомление малышей со сказками влияет не только на всестороннее развитие речи (звуковую культуру, грамматический
строй, словарь, но и на развитие воображения, памяти, творческих
способностей.
Основными задачами в моей работе по ознакомлению детей со сказками
являются:
1. Воспитательные - формировать у детей умение внимательно слушать
сказку, умение сопереживать героям, следить за развитием действия,
понимать содержание произведения, отвечать на простые вопросы
воспитателя.
2. Обучающие – совершенствовать общую и мелкую моторику, расширять
активный словарь ребёнка, упражнять в правильном звукопроизношении,
обучать детей элементам драматизации: помогать проводить простую
инсценировку знакомой сказки, учить пересказывать совместно со взрослым
фрагменты сказок.
3. Развивающие – развивать зрительное и слуховое внимание - умение
рассматривать иллюстрации, умение вслушиваться в речь взрослого.
Чтобы сказка прочно вошла в жизнь ребёнка, надо ему помочь осознать её
содержание. По каждой сказке составлены три занятия: слушаем,
рассказываем и показываем сказку. Каждое занятие имеет свои цели
(воспитательные, обучающие, развивающие). От занятия к занятию задания
усложняются. Одну и ту же игру провожу несколько раз, но каждая из игр
содержит элемент новизны с постепенным усложнением материала.
Вся работа по ознакомлению детей со сказкой «Колобок» включает
несколько этапов:
1 этап – предварительная работа.
Знакомлю детей с персонажами сказки : рассматривание картинок, игрушек,
обследование предметов (потрогать, рассмотреть, дать детям самим
внимательно изучить игрушку, поиграть с ней, спеть песенку колобка.
Цель данного этапа – это воздействие на чувства ребёнка, вызвать
эмоциональное отношение к персонажу.
2 этап – слушаем сказку «Колобок».
Рассказываю сказку, выставляя персонажей – фигурки из настольного
кукольного театра - на стол с декорациями (дом, пенёк, лес). Предлагаю
детям повторить звукоподражания и слова, произносимые в процессе
рассказывания сказки (дед, баба, р-р-р-волк, ам-ам). После показа беседую с
детьми по содержанию сказки : «Кого сначала повстречал колобок?», «Кого
встретил после волка?».
Далее провожу дидактическую игру на развитие грамматической стороны
речи «Да - нет» : предъявляю предметные картинки с изображением героев
сказки (например- зайца, спрашиваю у детей : «Это заяц?» (Да.) Аналогично
обыгрываются остальные герои сказки.
Предлагаю поиграть в игру на развитие зрительного внимания «Узнай по
контуру». Показываю детям контурные изображения людей и животных –
героев сказки, прошу найти среди них изображения бабушки, волка, зайца.
Для развития общей моторики провожу игры - имитации: попрыгать, как
зайка; походить, как медведь.
3 этап – рассказываем сказку «Колобок».
На данном этапе происходит совместное рассказывание сказки (с опорой на
предметные картинки). Рассказываю сказку по тексту, приостанавливаясь
при появлении каждого героя. По ходу действия сказки ребёнок
последовательно выкладывает на столе картинки с изображением всех
персонажей сказки по мере их появления и называет их.
На втором занятии упражнения по развитию грамматической стороны речи
усложняются, приобретают элемент новизны. Предлагаю ребёнку рассказать,
кого встретил колобок, использую приём договаривания фраз (Ок, ок, ок,
лиса съела…-колобок.)
Провожу игры на зрительное внимание («Кто спрятался?», на развитие
сенсорных способностей («Расставь зверей по росту», на развитие
мышления (отгадывают загадки с опорой на картинки - «У кого длинные
уши?»).
4 этап – показываем сказку «Колобок».
На этом этапе идёт подготовка детей к обучению рассказывания сказки. Для
этого использую упражнения и дидактические игры на развитие лексики
(дети находят по контуру животных, называют их, рассказывают, какие из
них живут в лесу, а какие - в доме, на развитие грамматики (предлагаю
детям рассказать от кого ушёл колобок – «Колобок ушёл от бабушки», на
зрительное внимание («Кто спрятался?» - найти спрятавшихся за ёлкой
животных).
Помогаю проводить простую инсценировку сказки, учу детей согласовывать
свои действия при проведении драматизации, использую такие приёмы, как
приём договаривания слов и фраз, проговаривание отдельным ребёнком,
проигрывание диалогов героев.
5 этап - внесение сказок во все виды детской деятельности:
- использование сказок на других занятиях (лепка, рисование);
- в самостоятельной деятельности (творческая игра).
Для обеспечения необходимого уровня речевого развития детей в группе
создана соответствующая развивающая среда: наглядный материал
(сюжетные картинки, иллюстрации к сказкам, книги, разные виды театров
(настольный, пальчиковый, театр-топотушки, конусный, маски - шапочки,
костюмы для драматизации сказок, настольно-печатные игры.