Наталья Даньшина
Методика обучения метанию
▼ Скачать + Заказать документы
Методика обучения метанию :
Содержание процесса обучения детей шестилетнего возраста различным видам метаний отличается своими методическими особенностями, которые в основном касаются способов выполнения, с активным развитием мышления ребенка, что в итоге способствует формированию основ его поведения. Педагогу для этого необходимо формировать на физкультурных занятиях такие условия, когда детям нужно думать над двигательными действиями для развития их личностных качеств 51, 6 .
Публикация «Методика обучения метанию» размещена в разделах
- Метание: боулинг, кольцебросы, городки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Метание нужно выполнять и правой, и левой рукой. Это выступает необходимым условием для пропорционального развития мышц плечевого пояса. Метательные движения используются не только при обучении технике этих двигательных действий, но и с целью развития координационных и скоростно-силовых способностей.
Получение положительных результатов метания – это необходимость обучения технике метания предметов. Без обучения и проведения регулярных тренировок самое «простое», что может произойти – это вывихи плечевого сустава или растяжение связок голеностопа. Ведь детям необходимо понять, как нужно координировать движения рук и ног, чтобы иметь достойные результаты. Потому игры с метанием мяча могут укрепить мышцы: рук, ног, туловища, помочь лучше понять свое тело, научиться им управлять. В особенности это упражнение важно для детей 8; 53.
В свою очередь, принято делить цели для метаний на горизонтальные и вертикальные. Целью для метания (или другими словами, мишени) могут быть разные предметы - корзины, обручи, большие мячи, ящики, щиты с нарисованными на них кругами, ствол дерева, снежные постройки и др. Горизонтальную цель размещают на плоскости, вертикальная - на разной высоте.
Педагогу при метании в цель необходимо показать детям более удобные и эффективные способы выполнения упражнений, не требуя от детей еще точного воспроизведения движения. При их показе, необходимо объяснять, что в корзину или ящик попадать будет легче, если бросать предмет снизу двумя или одной рукой перед собой, так же показать, как большой мяч бросать двумя руками от груди и др. 8, с. 67; 48, с. 204 .
Выполнение метания мяча (предмета) вдаль производится произвольно, но также необходимо предварительно показать образец выполнения упражнения самим педагогом. Важным будет обратить внимание детей на то, что выполнение метания производится не вперед-вниз, а вперед-вверх, так как это позволяет увеличивать дальность полета мяча (предмета).
Повысить эффективность упражнений в метании и вдаль и в цель можно при обучении ребенка занимать правильное исходное положение.
Любое упражнение в метании является поступательным движением. Поэтому, при разучивании его педагогу нужно обращать внимание детей на следующие, идущие друг за другом основные фазы: 1.«правильное ис-ходное положение», 2.«прицеливание»,3. «замах» и 4.«финальное усилие».
На этапе совершенствования движений в метании необходимо обращать внимание детей на то, что в момент замаха должен быть сделан вдох, а в момент финального усилия - выдох. В целом же при выполнении данного упражнения дышать детям следует произвольно.
Развитию скоростно-силовых качеств, формированию стопы и осанки будут способствовать упражнения с набивными мячами (бросание снизу из разных исходных положений, бросание из-за головы, и др.).
Расстояния до цели в зависимости от ее величины, а также размера, внешнего вида, веса и других качеств мяча (или предмета, который нужно детям метать, зависит и выбор способа метания или броска. Педагогу нужно в каждом конкретном случае предлагать детям тот способ, который сможет обеспечивать наилучший результат выполнения. Среди многообразных способов рассмотрим технические особенности более распространенных способов: метание мяча (предмета) в горизонтальную цель прямой рукой снизу, метание мяча (предмета) в вертикальную цель прямой рукой сбоку из высокой и низкой стоек и метание мяча (предмета) прямой рукой сверху из-за головы через плечо.
При выполнении метания вдаль и в цель воспитателю нужно объяснять ребенку, какое должно быть исходное положение - одна нога выносится вперед, носок другой ноги в сторону развернут. Замахи дети пытаются выполнять круговым маховым движением руки сначала вниз, затем назад до ее полного выпрямления, при активном выносе над плечом вперед-вверх. Такое правильное слитно выполняемое движение обычно удается вначале немногим детям, в основном мальчикам. Необходимо продемонстрировать детям правильный захват мяча, когда три пальца размещены сзади мяча, а мизинцем и большим пальцем поддерживается мяч сбоку 8; 48 .
Метание в горизонтальную цель в старшем возрасте производится по следующей схеме 8; 53 :
1. Исходное положение: а) стойка к мишени вполоборота, ноги на ширине плеч; б) прицеливание - правая рука выдвинута вперед, левая свободно вниз опущена.
2. Замах: а) тяжесть тела переносится на правую ногу, левая нога - на носок; б) одновременно правая рука поднимается вверх.
3. Бросок: а) поворот в сторону мишени, тяжесть тела переносится на левую ногу, правая – на носок; б) резкое движение правой рукой вниз, при одновременном хлещущем движении кисти; в) попадание в цель.
4. Заключительная часть: шаг вперед или приставление правой ноги, равновесие сохраняется.
В старшем возрасте метание в вертикальную цель производится по следующей схеме:
1. Исходное положение: а) стойка лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч, левая нога – впереди; б) прицеливание - правая рука с предметом на уровне глаз.
2. Производится замах: а) поворот вправо, при сгибании правой ноги, левая – на носок; б) одновременно правая рука движется вниз-назад-вверх, при этом согнута в локте; в) поворот в направлении броска.
3. Выполнение броска: а) вес тела переносится на левую ногу; б) резкое движение руки вперед от плеча; в) метание в цель.
4. Заключительная часть: равновесие сохраняется.
Рассмотрим организацию упражнений в метании. Она происходит следующим образом: справа (или слева) от метающего ставятся ведерки или коробки с одинаковым числом мячей или мешочков (2-3 в каждом, которые ребенок берет правой (или левой) рукой. И в этом случае часто дети берут мяч правильно, но затем все-таки его перекладывают в боле привычную для метания руку. В основном чаще это встречается у детей, которые умеют уже уверенно метать и определили для себя «сильную» руку (она может быть правой, и левой). Воспитателю нужно вести контроль количества бросков правой и левой рукой. Если большинство детей в группе плохо смогли освоить метание левой рукой, то начинать обучение надо именно с метания левой рукой.
Методика обследования метания следующая : Метание вдаль проводится на площадке (площадка длиной - не меньше 10 – 20 м, шириной 5 – 6 м, которую заранее следует разметить флажками или цифрами на метры. Мячи или мешочки удобно уложить в ведерки для каждого ребенка. Воспитателем уточняется порядок выполнения задания: по команде бросание мешочка (мяча) в определенном направлении, затем по команде производится сбор мешочков (мячей). Метание в цель должно проводиться индивидуально, всем детям также даётся по три попытки каждой рукой.
В старшем возрасте метание в даль производится по следующему алгоритму 9 :
1. Занимается исходное положение: а) стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч, левая – впереди, правая нога – на носок; б) правая рука с предметом на уровне груди, локоть – опущен вниз.
2. Замах производится: а) поворот вправо, при сгибании правой ноги и переносе на нее веса тела, левая нога – на носок; б) одновременно разгибается правая рука, размашисто ее отвести вниз-назад - в сторону; в) переносится вес тела на левую ногу, поворот груди в направлении броска, правый локоть приподнимается вверх, спина прогибается – «положение натянутого лука».
3. Выполнение броска: а) продолжая переносить вес тела на левую ногу, правая рука с предметом резко выпрямляется; б) хлещущим движением кисти предмет бросается вдаль - вверх; в) сохраняется заданное направление полета предмета.
4. Заключительная часть: шаг вперед (или приставить правую ногу, сохранение равновесия.
Наибольшая дальность полета обеспечивается при использовании способа метания из-за спины, через плечо (упрощенный круговой замах, которые применяется в физкультуре для взрослых при метании гранаты). Но овладение этим способом вызывает некоторые затруднения. Потому в упражнениях пользоваться ориентирами, расположенными выше вытянутой вверх руки ребенка. Наилучшими условиями для таких упражнений является природное окружение:
- приготовиться - стать боком (левым боком при выполнении метания правой рукой) или вполоборота в сторону метания, ноги на ширине плеч, руки опущены;
- прицелиться - руку с мешочком вытянуть в сторону метания, туловище повернуть;
- замахнуться - отводится прямая рука вниз – назад - вверх с одновременным поворотом туловища и естественным сгибанием ног;
- бросить - туловище и ноги выпрямить вверх - вперед, почти вынося прямую руку вверх - вперед, резко выбросить кистью мешочек.