Юлия Чазова
Презентация «Методика изучения сложения и вычитания чисел в пределах 1000»
▼ Скачать + Заказать документы
Все действия в пределах 1000 без перехода через разряд учащиеся выполняют приемами устных вычислений с записью в строчку, а с переходом через разряд - приемами письменных вычислений с записью в столбик.
Важно постепенно нарастание трудности при решении арифметических примеров, каждый последующий уровень в решении примеров должен опираться на знание предыдущих случаев. Непреодолимые трудности для ребенка могут возникнуть при несоблюдении степени трудности решения примеров. Поэтому очень важно соблюдать последовательность в выборе примеров, учитывая их нарастающую степень трудности, и тщательно отрабатывать каждый случай.
Публикация «Презентация „Методика изучения сложения и вычитания чисел в пределах 1000“» размещена в разделах
В изучении действий сложения и вычитания в пределах 1000 можно выделить следующие этапы:
- сложение и вычитание круглых сотен. Действие производится на основе знаний нумерации, и сводятся по существу к действиям в пределах 10;
- сложение и вычитание круглых сотен и единиц, круглых сотен и десятков;
- сложение и вычитание круглых десятков, а также круглых сотен десяток;
- сложение трехзначных чисел с однозначным числом, двухзначным и трехзначным без перехода через разряд и соответствующие случаи вычитания.
При изучении сложения и вычитания в качестве подготовительной работы повторяют:
- нумерацию чисел, и в особенности, представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых;
- соответствующие математические правила;
- аналогичные случаи сложения и вычитания с двузначными числами.
Методика введения всех приемов основана на аналогии с использованием приема соотнесения.
Например, при рассмотрении приема вычисления вида 250+20, учитель предлагает пример 50+30 и просит объяснить его решение (5 дес. +3 дес. =8 дес., т. е. 50+30=80).
Далее выясняет: почему мы 50 представили как 5 десятков? (Тогда сложение десятков сводится к сложению единиц.) Нельзя ли и здесь свести сложение к более низким разрядам? (Можно, 250 это 25 десятков, 20 - 2 десятка, 25 дес. +2 дес. =27 дес., т. е. 250+20=270.)
В тетради записывают:
250+20=270
Сложение и вычитание вида 600+300 учащиеся выполняют устно, а 840+60, 800-30 при первоначальном ознакомлении записывают:
840+60=(800+40)+60=800+100=900
800-30=(700+100)-30=700+70=770 и после переходят на устную форму работы.
Здесь возможны записи решения 840+60=80 дес. +6 дес. =9 дес. =900, 800-30=80 дес. -3 дес. =77 дес. = 770, которые запрещать не следует.
При ознакомлении с письменным сложением и вычитанием учитель предлагает выполнить, например, сложение 68+ 95 столбиком с полным объяснением и спрашивает: что изменится, если впереди этих чисел напишем сотни, например, 368 и 295. Учащиеся отвечают, что правило сложения остается таким же, появляется еще один разряд. Далее выполняют сложение по алгоритму : 368+295=663
- Складываю единицы: 8+5=13; 13 - это 1 дес. и 3 ед. ,
- 3 ед. пишу под единицами, 1 дес. запоминаю.
- Складываю десятки: 6+9=15; еще 1 дес. будет 16 дес. Это 1 сот. 6 дес. ; 6 дес. пишу под десятками, 1 сот. запоминаю.
- Складываю сотни: 3+2=5, еще 1 сот. и будет 6 сотен.
- Под сотнями пишу 6.
- Читаю ответ.
Уверенное овладение детьми навыками устных и письменных вычислений является одной из основных задач начального обучения математике, так как это необходимо для продолжения обучения и позволяет решать любую вычислительную задачу без использования специальных средств.