Гензе Алла
Методика изучения психологической атмосферы в детском коллективе (методика Л. Г. Жедуновой)
▼ Скачать + Заказать документы
Методика изучения психологической атмосферы в детском коллективе
(методика Л. Г. Жедуновой).
Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе.
Ход опроса: каждому ребенку предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе по девятибалльной системе. Оцениваются полярные качества: Вывод: По итогам тестирования среднее арифметическое результатов по каждой составляющей психологического климата выше или равно 5 баллам. Это говорит о том, что испытуемые оценивают психологический климат в семье больше положительно, чем отрицательно, по данным параметрам, но некоторые показатели близки к негативной оценке. первоначальная диагностика психологической атмосферы в коллективе;
Публикация «Методика изучения психологической атмосферы в детском коллективе (методика Л, Г, Жедуновой)» размещена в разделах
• осознание каждым участником своей роли, функций в группе;
• освоение детьми способов и приемов упреждения конфликтов;
• сплочение группы;
• создание атмосферы эмоциональной стабильности, доброжелательности, сотрудничества и взаимопонимания;
Форма проведения – тренинги, игры, беседа «Конфликты в нашей жизни».
Тренинги и игры проводятся 1 раз в неделю по 20-30 мин. 1 раз проводится беседа, продолжительность 45 мин.
Средняя для коллектива оценка атмосферы равна 5,8 баллам, что также говорит о нормальной атмосфере в семье, но она все же не очень положительная.
В группе детей по результатам опроса можно выделить ребенка, показавшего результаты ниже остальных: Женя Р, Алина Н., Илья Их средний бал равен 5. Данный показатель является граничной точкой, указывает на неопределенную оценку психологического климата в детском коллективе. Это объясняется тем, что Илья и Алина были переведены из других квартир. Теперь они заново привыкают к другим воспитателям и составу группы. Женя переведена из другого ОУ пока проходит период адаптации. Поменялся коллектив, новые воспитатели, традиции и хотя у Жени адаптация проходит в мягкой форме все же это для ребенка травматично. Илья год был в Евпатории подзабыл правила нашего ОУ. В силу возраста стал более категоричен.
По результатам исследования выявлена микрогруппа с наиболее высокими показателями. Ее состав: Сережа, Алена и Женя К. Их средний балл равен 6,3. Это хороший показатель их удовлетворенности сложившейся обстановкой в коллективе, но по сравнению с прошлым годом показатели понизились. Это объясняется изменением состава группы: дошкольников забрали, перевели детей из других квартир. В семье они стараются быть доброжелательными, поддерживают и помогают друг другу, но случаются конфликты.
Необходимо проводить систематическую работу с целью повышения показателей всех детей: беседы, игры на снижение агрессии, занятия и т. п.
Экспериментатор: Гензе Алла Андреевна
Вид деятельности 2.
Содержательный компонент.
Проект программы по формированию положительной атмосферы в детском коллективе на основе проведенного опроса и изученного материала.
Пояснительная записка
Воспитание занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием благополучного развития личности является наличие в коллективе благоприятной психологической атмосферы.
Формирование и совершенствование психологического климата в группе - это практическая задача педагога, психолога и администрации ОУ.
Характеристики благоприятного социально-психологического климата в коллективе :
В коллективе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между детьми, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями. Также существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам. Высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.
Члены коллектива активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.
Психологический климат педагогического коллектива зависит от ряда обстоятельств:
- стиль руководства педагогическим коллективом администрацией ДОУ.
- условия труда – подготовленность здания, материальная оснащенность учебно-воспитательного процесса и т. д.
- профессиональная психологическая совместимость членов коллектива. Игнорирование или недооценка фактора совместимости при формировании отделов и подразделений коллектива может привести к конфликту и даже развалу коллектива. Психологическая совместимость – наиболее благоприятное сочетание свойств у членов группы, которое обеспечивает успех общего дела и личное удовлетворение от работы.
Для достижения совместимости надо, чтобы люди по одним важным характеристикам были сходны между собой, а по другим – дополняли друг друга. Положительный психологический климат – важнейшее условие развития творческой инициативы. Хорошие отношения в коллективе могут даже компенсировать малопривлекательный, неинтересный труд. Для повышения производительности труда и удовлетворенности людей жизнью руководитель должен заботиться о психологическом климате коллектива.
Для изучения и формирования психологической атмосферы в детском коллективе - используются различные психолого-педагогические приемы, направленные на:
- определение неформальной структуры коллектива, выявление лидера и его роли в группе;
- коррекцию формальной и неформальной структуры коллектива, (например, посредством перевыборов формального лидера);
-определение уровня сплоченности коллектива и его психологической атмосферы;
- применение игр, тренингов, направленных на сплочение коллектива;
- определение причин конфликтов в коллективе и применение социально-психологических способов их конструктивного разрешения;
- изучение индивидуальных особенностей педагогов;
- развитие коммуникативных навыков педагогов.
Целью программы по формированию благоприятного микроклимата – является снижение конфликтогенности и повышение уровня психологической атмосферы детского коллектива
Задачи:
• формирование благоприятного психологического климата в коллективе;первоначальная диагностика психологической атмосферы в коллективе;
• осознание каждым участником своей роли, функций в группе;
• освоение детьми способов и приемов упреждения конфликтов;
• сплочение группы;
• создание атмосферы эмоциональной стабильности, доброжелательности, сотрудничества и взаимопонимания;
Форма проведения – тренинги, игры, беседа «Конфликты в нашей жизни».
Тренинги и игры проводятся 1 раз в неделю по 20-30 мин. 1 раз проводится беседа, продолжительность 45 мин.